Найстенъярви


На́йстенъя́рви (карел. Naistenjärvi) — посёлок сельского типа Суоярвского района Республики Карелия России. Административный центр Найстенъярвского сельского поселения.

Расположен в 32 км к северу от райцентра Суоярви на правом берегу реки Ирста, на берегу озера Саариярви[2][3], высота над уровнем моря — 118 м[4].

В XIX веке территория современного посёлка относилась к деревни Кайтаярви (фин. Kaitajärvi) в составе общины Суоярви Выборгской губернии Великого княжества Финляндского. Самая старая часть деревни (была заселена в 1728 году) находилась на берегу озера Кайтаярви. Позже появились части деревни Риухтаваара, Вяликюля, Перякюля или Агьянкюля, Найстенъярви, Торасйоки, Хейнаселькя, Ретканселкя и Парппеинселкя[5]. Деревни находились на восточной окраине Выборгской губернии на границе с Олонецкой губернией: севернее озера Саариярви граница проходила по реке Ирста, озеру Унусярви, реке Куйма, южнее озера Найстенъярви — по реке Торасйоки.

После случившегося в 1917 году распада Российской империи, провозглашения Советской России, провозглашения независимости Финляндии и последовавшей войны граница стала между государствами.

В 1927 году было завершено строительство железной дороги со станцией «Найстенъярви», расположенной на западном берегу узкого пограничного озера Найстенъярви. В районе станции возник деревенский посёлок[6]. В пяти километрах севернее станции «Найстенъярви» и всего в ста метрах от границы с СССР находился лесопильный завод Торасйоки (фин. Torasjoen saha). В 1929 году на лесопильном заводе Торасйоки работала 31 женщина и 103 мужчины, а годовой объём производства пиломатериалов составлял 20 000 кубометров. Лесопильный завод в Торасйоки, открывшийся в октябре 1927 года, имел две дисковые пилы, кромочную пилу и режущую пилу. Источником энергии служили две паровые машины. Железная дорога была завершена на станции Найстенярви 16 октября 1927 года. В 1928 году владелец завода Виктор Краузе (фин. Wihtori Kause) на собственные средства продлил линию до лесопилки Торасйоки. Лесопильный завод в Торасйоки получал древесину в основном из государственных лесов в северной части общины Суоярви, но некоторое количество древесины закупалось и в Советском Союзе.

С 1927 по 1940 года железнодорожная станция «Найстенъярви» была самой восточной железнодорожной станцией в Финляндии.