Найт, Ричард Пэйн


Найт, Ричард Пэйн (англ. Knight, Richard Payne; 11 февраля 1751, Вормсли Грэйндж, Хэрфордшир, Англия — 23 апреля 1824, Лондон) — английский филолог, нумизмат, этнограф, коннесёр («знаток искусства») и теоретик, член британского парламента. Наследник значительного состояния и замка Крофт в Хэрфордшире. Известен как автор теории живописной красоты (Рicturesque Вeauty) и «фаллической образности» в античном искусстве. Член аристократического клуба «Общество дилетантов». Его младший брат Томас Эндрю Найт (1759—1838) — известный ботаник и садовод.

Ричард Пэйн Найт был старшим сыном преподобного Томаса Найта (1697—1764), племянником и наследником богатого фабриканта Ричарда Найта (1693—1765). Ричард Найт Младший имел слабое здоровье, поэтому получил домашнее образование. В 1767 году уехал в Италию, путешествовал по Европе, самостоятельно освоил немецкий, французский, латинский и греческий языки. С ранних лет он посвятил себя изучению античной литературы, памятников древности и мифологии. Большую часть унаследованного состояния тратил на приобретение древностей, особенно на античные монеты, медали и изделия из бронзы. Публиковал статьи по истории античного искусства[4].

В 1780—1806 годах Найт был членом палаты общин британского парламента. С 1814 года — попечителем Британского музея, которому он завещал свою коллекцию античных бронзовых изделий, монет, камей, мраморных скульптур и зарисовок памятников античности. В 1777 году Найт совершил второе путешествие в Италию вместе с художником Филиппом Хакертом и Чарльзом Гором. Побывал на Сицилии. Найт опубликовал путевой дневник, который произвёл столь сильное впечатление на И. В. Гёте, что тот перевёл его на немецкий язык и издал под названием «Das Tagebuch einer Reise nach Sizilien von Richard Payne Knight» («Дневник одного путешествия на Сицилию Ричарда Пэйна Найта»)[5].

Будучи членом Общества дилетантов, Найт получил признание в качестве «знатока хорошего вкуса». Первой опубликованной работой Найта стало «Сообщение об остатках культа Приапа», к которому было добавлено «Исследование культа Приапа и его связи с мистической теологией древних» (1786). Эти произведения известны под общим названием «Поклонение Приапу» (The Worship of Priapus). Замысел Найта заключался в том, чтобы реабилитировать значение древних фаллических культов и древнего «священного эротизма» в «пуританской иудео-христианской среде» современного ему общества. Это привело к многочисленным нападкам на него как на апологета либерализма. Основное утверждение автора «Поклонения Приапу» заключалось в том, что древний религиозный импульс поклонения «генеративному принципу» был идеально воплощён в античном искусстве посредством «генитальных образов», и что эти образы сохранились в современную эпоху[6].