Налог Пигу


Налог Пигу — налог на любую рыночную деятельность, приводящую к отрицательным внешним эффектам (внешние издержки производителя, не включённые в рыночную цену). Налог обычно устанавливается правительством для корректировки нежелательной или неэффективной конъюнктуры рынка (рыночного провала) на уровне, равным внешним предельным издержкам отрицательных внешних эффектов. При наличии отрицательных экстерналиев социальные издержки включают частные издержки и внешние издержки, вызванные отрицательными внешними эффектами. Это означает, что общественная стоимость рыночной деятельности не покрывается частной стоимостью этой деятельности. В таком случае рыночный результат не эффективен и может привести к чрезмерному потреблению продукта[1]. Наиболее популярнами примерами таких отрицательных внешних эффектов являются загрязнение окружающей среды и увеличение расходов на здравоохранение, связанное с потреблением табака и сладких напитков[2].

При наличии положительных внешних эффектов, то есть внешних общественных благ, получаемых потребителем, которые не включены в рыночную цену, выгоду получают те, кто не давал добровольного согласия на участие в рыночной деятельности, а на рынке возможно недопроизводство. Аналогичная логика предполагает разработку системы субсидий Пигу, позволяющее потребителям платить за социально полезные продукты и стимулировать увеличение производства[3]. В качестве примера иногда приводится субсидия на предоставление вакцины против гриппа[4].

Налоги Пигу названы в честь английского экономиста Артура Сесила Пигу (1877—1959), который также разработал концепцию экономических внешних эффектов. Уильям Баумол сыграл важную роль в дальнейшей разработке работы Пигу по современной экономике в 1972 году[2].

В 1920 году британский экономист Артур Сесил Пигу опубликовал книгу «Экономику благосостояния»[5], в котором он утверждает, что производители преследуют свои собственные предельные частные интересы. Когда предельный общественный интерес расходится с предельным частным интересом, у производителей нет стимула интернализировать предельные общественные издержки. И наоборот, утверждает Пигу, если отрасль производит предельную социальную выгоду, у людей, получающих эту выгоду, нет стимула платить за эту услугу. Пигу называет эти ситуации ненамеренным некомпенсированным ущербом и ненамеренными бесплатными услугами.