Народная архитектура


Народная, или вернакулярная архитектура[1] — неперсонифицированная архитектура, формообразование которой более подчинено природным факторам, нежели вкусовым предпочтениям и модным тенденциям. Понятие относится к любой эпохе и любой культуре, включает разновидности жилых, хозяйственных построек. Сельская архитектура является хранителем традиций народной архитектуры[2].

В отличие от профессиональной архитектуры, народное архитектурное творчество не индивидуальное, а коллективное, воплотившее многовековой опыт поколений[3].

Традиционной архитектурой для России является т. н. деревянная архитектура. Она имеет две принципиальные конструктивные системы: срубную и каркасную. В её основе лежит соответственно сруб или клеть с двух- или четырёхскатной крышей. Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (венцами). В каркасной системе столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (прочность последней может усиливаться с помощью связей-раскосов), которая заполняется деревом или инертными материалами (глиной, камнем, кирпичом). Храмы перекрываются верхами из четвериков и восьмериков. До XVII века имели распространение срубные оборонительные сооружения — остроги.

С середины XIX века с развитием направления историзма в разных странах начали обращаться к архитектурному наследию минувших эпох, в частности, с ростом национального самосознания, к народной архитектуре. На территории Российской империи художники и архитекторы обратили взоры на древнерусское зодчество, создав русский и неорусский стили[4]. Надеждин Николай Иванович писал[5]:

Возьмём для примера архитектуру, которая, к сожалению, до сих пор наименее сообразна с условиями народности. Может ли сие искусство ожидать для себя новой, блистательной будущности, оставаясь закованным в чужие, заносные формы? Если скульптуре и живописи может быть дозволено подражание под известными условиями, то архитектура должна быть всегда выражением окружающей природы.