Наседка, Иван Васильевич


Иеромонах Иосиф (в миру Иван Васильевич Шевелев-Наседка) — русский книжник, начётчик, богослов XVII века. Один из главных справщиков Московского Печатного двора. Ключарь кремлёвского Успенского собора.

Родился около 1570-х годов в селе Клементьево, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. С 1608 по 1619 годы служил там священником. Был свидетелем и участником событий Смутного времени, к которому относится и первое его литературное произведение. Плодом размышлений священника о Смуте, в которой он, подобно многим другим русским людям, видел борьбу православия с «латинством», явилось небольшое полемическое произведение: «О российстей святей велицей церкви, юже Иван Богослов виде». Оно истолковывало известное апокалипсическое видение жены, гонимой змием в пустыню (Апокалипсис, глава XII), в смысле преследования русской православной церкви католиками. Мистико-апокалипсический взгляд на Папу Римского, как на антихриста, заимствован Наседкой, по-видимому, из южнорусской полемической литературы, с которой он был хорошо знаком.

В 1615 году Наседка вместе с архимандритом Дионисием Троицким и Арсением Глухим, был приставлен к исправлению богослужебных книг, закончившемуся осуждением на церковном соборе 1618 года всех справщиков (см. Арсений Глухой), но при этом Наседка — «лукавая лисица», по отзыву Арсения — избежал заточения. При патриархе Филарете был оправдан на соборе 1619 года, Во время этого Собора он составил сразу 2 сочинения против главного критика справы — Антония Подольского. А после — ещё одно: «Изысканное от многих божественных книг свидетельство о прикладе огня», подводящее итог всей полемике[2]. Когда справщики были оправданы, Наседка написал письмо к вновь поставленному патриарху Филарету (отрывки в «Описании синодальных рукописей», № 273), в котором защищал поправки, сделанные при его участии, и обличал невежество московского духовенства, тонко выставляя на вид своё образование и заслуги.