Наскальные рисунки Гобустана


Наскальные рисунки Гобустана[1][2][3][4] (азерб. Qobustan petroqlifləri) — расположенные на территории Гобустанского заповедника в Азербайджане наскальные изображения. Рисунки Гобустана выбиты и нацарапаны на скалах в период с раннего неолита до средневековья[5]. Их насчитывается более 6000[6], среди которых есть рисунки, возраст которых не менее 25 тысяч лет[7].

В 1939 году азербайджанский археолог Исхак Джафарзаде начал исследование изображений, задокументировав около 3 500 наскальных рисунков[8].

В архивах Петербургской Академии наук даже было 3-4 отчета по этой теме. Английскими инженерами-нефтяниками приглашались в эти места профессора из Оксфордского университета и их спутники. У входа в главную пещеру имеется русскоязычная надпись 1905 года, которая гласит, что в этих местах побывал некий Крузе. Изображения лодок изучались также норвежским исследователем Туром Хейердалом[9].

Наскальные рисунки находятся на территории нескольких гор: Беюкдаш (Большой Камень), Кичикдаш (Маленькии Камень) и вокруг полукруглой, самой большой горы — Кянизадаг — грязевого вулкана. Удивительные рисунки встречаются преимущественно в пещерах, на обломках скал[10].

Рисунки отражают хозяйственную жизнь, быт, магические и тотемические представления древних людей, их религиозные обряды, сцены охоты на различных диких животных и т. д. Встречаются изображения мужчин и женщин, сцены рыболовства, различных диких животных. Также можно встретить изображения скачущих на лошадях охотников, одинокую богатырскую фигуру жнеца с серпом, хороводы пляшущих человеческих фигур, лодок с гребцами и солярные знаки. Сцены с танцами изображены на Беюкдаше и предположительно относятся к III—II тысячелетиями до н. э. По датировке, первые рисунки были крупного размера, а в более поздние века, в эпоху бронзы и последующие века, размер рисунков уменьшался[3]. В раннее средневековье, в VIII—IX веках, и в позднюю эпоху в связи с тем, что хозяйственная роль охоты уменьшалась, а перенос рисунков на керамические и металлические изделия участился, а также благодаря распространению ислама, запрещавшего изображения людей и животных, рисунки на скалах стали упрощаться до такой степени, что становились схематичными[4].

В районе Гобустана высечение на скалах рисунков пастухами сохранялась до конца XIX века, а в отдельных случаях и позже[4].