Наставление визиря


Наставление визиря (Предписание о служебных обязанностях верховного сановника)[1] — собирательное название группы древнеегипетских административных текстов[de], начертанных на стенах усыпальниц визирей Нового царства. Это древнеегипетское литературное произведение жанра «поучения» (sb3 jt')[2] создано в эпоху Второго переходного периода: XIII династия (1802—1640 до н. э.), когда возросло влияние визирей при марионеточных, часто сменяющихся фараонах.

Лучший образец текста о рабочих буднях визиря сохранился в гробнице Рехмира (TT100) — влиятельного государственного деятели XVIII династии. Менее подробно Наставление представлено в гробницах Усерамона — родного дяди Рехмира (TT131)[3], Пазера[en], служившего Рамсесу II (XIII век до н. э.), Аменемипета[en] и Хепу (TT66)[4], служившего Тутмосу IV[5]. В гробнице Усерамона наставления ему как визирю даёт отец Аамету, что также представлено на папирусе[3].

Специальные административные термины и обороты, а также повреждения делают многие места текста трудными для понимания и перевода[1].

Вначале визирь осматривает и удостоверяется в безопасности дворца, затем вместе с казначеем докладывает фараону о состоянии государства. После визирь в рабочей комнате проводит собрание с подчинёнными. Перечисляются должностные инструкции, инструкции, юридические права визиря, делается акцент на том, что ему необходимо оставаться беспристрастным. Концовка текста повреждена[1][6].

«Наставление визиря» относится к литературным произведениям жанра «поучения», а не юридическим документам, хотя остаётся важным материалом для понимания устройства административной службы при дворе[2]. Больше сведений сохранилось о службе уездных наместников и чиновников, чьи гробницы сохранились лучше[7].

Наставление в гробнице Рехмира исполнено от третьего лица и расписывает протокол, нормы коммуникации, обязанности визиря[5][8]. При этом, нет документов, свидетельствующих о проверке перечисленных в Наставлении обязанностей и способностей[3]. Если предшествующая автобиографическая часть Рехмира от первого лица оптимистична, то работа визиря названа «неприятной» и «полной желчи». Наставление состоит из нескольких кратких описаний[8]. Из них прослеживается, насколько важную роль визирь играл в тот период[3].