Научно-исследовательский институт резиновой промышленности (Москва)


Научно-исследовательский институт резиновой промышленности (НИИРП) — отраслевой институт СССР и РФ, разрабатывавший резинотехнические материалы и изделия для всех отраслей народного хозяйства. Награждён орденом Трудового Красного Знамени[1].

В конце 1929 года при Главном Комитете Резиновой Промышленности («Резинотрест») была создана Центральная лаборатория, которая приказом ВСНХ СССР № 1204 от 13 апреля 1930 года была преобразована в Научно-исследовательский институт резиновой промышленности (НИИРП). На центральную лабораторию завода «Красный Треугольник» была возложена роль филиала НИИРП.

«Резинотрест» входил в Наркомат тяжелой промышленности, который в конце 30-х годов был разделен на шесть наркоматов. «Резинотрест» вошел в ведение Наркомата химической промышленности (НКХП). В НКХП были созданы двенадцать главных управлений, в том числе Управление резиновой промышленностью — «Главрезина».

В первые годы работ к числу основных задач института относились разработка конструкций и технологии изготовления резиновых, резино-тканевых, резино-металлических, резино-пластмассовых изделий, установление технико-экономических показателей их производства, разработка принципов построения рецептур и конкретных рецептур резин, исследование сырья и материалов, применяемых для этих резин и изделий.

Главной проблемой, решаемой в предвоенные годы сотрудниками института и заводов резиновой промышленности, было широкое внедрение в производство первого советского натрий-дивинилового каучука — СКБ. В 1930—1931 годах С. В. Лебедевым совместно с лабораторией завода лит. Б была разработана рецептура важнейших первых резиновых смесей и условия обработки синтетического каучука. Была доказана техническая применимость нового каучука для приготовления главнейших типов резиновых изделий — автопокрышек, галош, прорезиненной ткани, технических изделий, эбонита. Ввиду того, что полугодовалая служба изделий дала вполне удовлетворительные показатели, было решено передать освоение синтетического каучука резиновым заводам через НИИРП. Это было сделано в середине 1931 г.[2].

В 1933 году в рамках Каракумского пробега испытывались отечественные шины из синтетического каучука новой конструкции «Сверхбаллон», разработанной в НИИРП[3], мягкие резервуары из прорезиненных тканей для транспортировки воды, армейское снаряжение, позволяющее поднимать воду из колодцев разных глубин. Наряду со всеми участниками автопробега сотрудники НИИРП — В. Ф. Евстратов и С. Л. Левин, были награждены грамотами ЦК профсоюзов.