Красный Треугольник (завод)


«Кра́сный треуго́льник» — предприятие и памятник промышленной архитектуры в Санкт-Петербурге, занимающий обширную территорию между Старо-Петергофским проспектом, Обводным каналом, улицами Розенштейна и Ивана Черных.

Ансамбль из более чем 150 заводских корпусов и вспомогательных построек сформировался в период с 1860 по 1917 годы. Производство принадлежало учреждённой в 1859 году компании «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) гамбургского предпринимателя Фердинанда Краузкопфа. На соседних участках работали шоколадная фабрика швейцарца Морица Конради, завод англо-российской резиновой мануфактуры «Макинтош», бумагопрядильная фабрика купцов Митрофанова и Фёдорова, асбестовый завод и шёлковая мануфактура. К началу 1890-х годов все эти объекты выкупило ТРАРМ. На его заводах производили галоши, шины, игрушки, непромокаемые ткани и многие другие изделия из резины. В 1888 году галоши, выпущенные на этом заводе, стали маркировать треугольником с аббревиатурой ТРАРМ внутри, а в 1908 году компанию переименовали в «Треугольник».

В 1922 году, после революции и национализации, завод был переименован в «Красный треугольник». До конца 1960-х он был крупнейшим производителем товаров из резины, здесь впервые получил промышленное применение синтетический каучук. С 1970-х предприятие постепенно начало проигрывать конкурентам гонку модернизации. После распада СССР предприятие было приватизировано, в 2002 — признано банкротом. В небольшом объёме площади и мощности бывшего «Треугольника» продолжают использоваться, по данным на 2021 год среди производств — АО «Петрошина», ООО «ГСК Красный Треугольник» (выпускает конвейерную ленту). Основную часть помещений арендуют микропредприятия.

Общая площадь территории современного «Красного треугольника» составляет 34 га земель и 545 тыс. м² недвижимости, из них 9,9 га и 205 тыс. м² принадлежат городу. 80 корпусов имеют статус объектов культурного наследия. Эти корпуса находятся в оперативном управлении Фонда имущества Петербурга, остальные площади делят между собой 70 частных собственников. С момента банкротства завода неиспользуемые здания приходят в упадок, разрушаются мародёрами, страдают от пожаров. В заброшенной части территории нередки несчастные случаи с забравшимися в аварийные корпуса людьми. С 2010-х годов администрация города заявляет о различных планах по обустройству территории, однако ни один из объявленных проектов не был запущен в реализацию.

3 февраля 2023 года было опубликовано распоряжение КГИОП, согласно которому 50 корпусов и 11 галерей комплекса были признаны объектами культурного наследия регионального значения.