Находка (порт)


Порт Нахо́дка — российский морской порт федерального значения в заливе Находка и на северо-западном побережье Японского моря. Входит в крупнейший портово-транспортный узел России на Тихом океане «Восточный-Находка»[3]. Грузооборот в 2013 году составил 18,4 млн тонн[4].

Включает морские универсальные и нефтяные терминалы в заливе Находка, а также рыбные терминалы в бухтах Андреева, Подъяпольского, Южно-Морская, Гайдамак, Преображения, Моряк-Рыболов, Назимова, Пяти Охотников, Соколовская, а также в устье реки Опричнинка. Номенклатура грузов: уголь, нефтепродукты, контейнеры, рефгрузы.

Торговое мореплавание на берегах бухты Находка относится к времени существования фактории Сибирского удельного ведомства в 1867—1873 гг. В гавани была построена пристань, склады и кузница для обслуживания морских судов. Большинство грузовых операций приходилось на ведомственный пароход «Находка». В 1906 году в устье Сучана была открыта грузопассажирская линия Владивосток-Находка. Пароход «Сибирь» общества Генриха Кайзерлинга совершал регулярные рейсы два раза в неделю. В 1930-е гг. в бухту Находка на берега одноимённого посёлка в районе мыса Шефнер была проложена железная дорога, построен пирс протяжённостью 125 метров, открыт порт-пункт Находка с конторой управляющего на улице Деловая (ныне Портовая).

7 октября 1939 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление № 1646—399 «О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в бухту Находка». Порт строился заключёнными ГУЛАГа под «Управлением исправительно-трудового лагеря и строительства № 213», а с 1942 года — «Дальстроя» НКВД. В 1938—1946 гг. в бухте Находка действовал пересыльный пункт СВИТЛага, с которого на судах «Дальстроя» — «Кулу», «Джурма», «Дальстрой», «Советская Латвия» и «Феликс Дзержинский» — в период навигации осуществлялась перевозка заключённых, прибывавших на станцию Находка, в Магадан. Отправка заключённых в бухте Находка продолжалась до взрыва на пароходе «Дальстрой» летом 1946 года.

В 1947 году у первых причалов Торгового порта под погрузку встало первое торговое судно — датский пароход «Грета Мерск». В 1950 году начинает работу Рыбный порт. В 1956, 1957 гг. открывается Находкинская база активного морского рыболовства и Приморский судоремонтный завод. В 1959 году создаётся предприятие по производству дноуглубительных работ в порту — «Дальтехфлот». В 1973 году запущены в эксплуатацию Восточный и нефтеналивной порты. В 2009 году были объединены администрации Торгового, Рыбного и Нефтеналивного портов Находки. На рыбных терминалах «Находкинского морского рыбного порта» реализуется программа по переоборудованию площадок для переработки контейнерных грузов.

Государственный контроль за обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту осуществляет федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Находка», возглавляемое капитаном порта Находка. В нефтеналивном порту действует филиал «Администрации морского порта Находка» под руководством капитана нефтепорта.