Национальная школа администрации (Франция)


Национальная школа администрации (фр. École nationale d’Administration[1], ENA) — французское элитарное государственное учреждение в сфере высшего послевузовского образования и повышения квалификации в подчинении премьер-министра Франции, созданное в 1945 генералом Де Голлем, чтобы «демократизировать» доступ к высшим должностям государственного аппарата. ЭНА входит в число так называемых высших школ[2][3] (фр. Grandes Écoles) Франции. Выпускники ЭНА играли и играют центральную роль во французской политической деятельности и в истории Пятой Республики (два президента Республики, семь премьер-министров, многочисленные министры и т. д.).

Национальная школа управления была создана сразу после окончания Второй мировой войны постановлением Временного правительства Французской республики, возглавляемого генералом де Голлем.

Подготовленный временной комиссией по реформе государственной администрации под руководством Мишеля Дебре, тогдашнего старшего мэтра (адвоката) Государственного совета Франции и Комиссара Республики в Алжире, в последующем первого (временного) директора ЭНА, сенатора, министра и премьер-министра Франции, ордонанс (постановление) № 45-2283 от 9 октября 1945[4] был призван перестроить и модернизировать французский административный аппарат, главным образом демократизируя набор высших государственных чиновников при помощи введения открытого конкурса как единственного способа доступа к государственной службе высшего уровня.

Однако вся тяжесть проведения в жизнь начатой деголлевской административной реформы и практической реализации решений по созданию ЭНА легла на видного деятеля компартии Франции Мориса Тореза, тогдашнего заместителя Председателя Совета (Вице-премьера правительства Четвёртой республики (1946—1947)), особенно после ухода в отставку генерала Де Голля с поста Председателя Совета 20 января 1946 года.

Очень быстро школа стала играть роль кузницы французского правящего класса и так называемой касты «энарков».

Затем ЭНА регулярно изменяла свою организационную структуру и программы образования, оставаясь верной принципам, заложенным административной реформой 1945 года генерала де Голля.