Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого


Национа́льный музе́й во Льво́ве им. Андре́я Шепти́цкого — один из крупнейших музеев Львова и Украины. Основной корпус находится на пр. Свободы, 20, меньший — на ул. Драгоманова, 42.

Музей был основан в феврале 1905 года грекокатолическим митрополитом Андреем Шептицким под названием «Церковный музей» как одно из средств развития украинской культуры. Основу фондов составляли материалы основателя, который подарил в целом около 10 тысяч предметов и содержал музей преимущественно на собственные средства. Для размещения экспозиции была куплена вилла на ул. Драгоманова (тогда Мохнацкого), 42 во Львове. В декабре 1909 года музей был переименован в «Национальный музей имени митрополита Андрея графа на Шептичах Шептицкого», в июле 1911 — в «Национальный музей. Юбилейный научный фонд галицкого митрополита Андрея Шептицкого». 13 декабря 1913 была открыта экспозиция. В 1930 собрание насчитывало свыше 80 тысяч предметов. По окончании Великой Отечественной войны музей пополнился собраниями закрытых советскими властями музеев (в частности Ставропигийского института, Львовской грекокатолической митрополии и капитулы, общества «Просвита», НТШ, Народного дома, Богословского научного общества, библиотеки ордена василиан).

Музей был переименован в Государственный музей украинского искусства, впоследствии — во Львовский музей украинского искусства. В 1991 году было принято название «Национальный музей во Львове. Научно-художественный фонд митрополита Андрея Шептицкого». В период перестройки музей получил свой нынешний основной корпус — здание на проспекте Свободы, 20, построенное для Промышленного музея[1], в котором в советский период размещался музей Ленина. С 2005 Национальный музей получил нынешнее название.

В музее работали в разное время известные деятели науки и культуры, среди которых особенно крупный вклад внёс Илларион Свенцицкий (директор музея в 19051952), который значительно пополнил коллекцию музея. Сотрудники проводили работу по изучению произведений украинского искусства, разработке методики реставрации иконописи, развитию музейного дела в Галиции.