Нашхой


Нашхой (также в русскояз. лит-ре: нашхойцы, нашхоевцы, нашхинцы); (самоназв. как общества[~ 1]: Нашхой, в ед. ч. Нашхо, диал. Нашха[1]) — один из самых больших чеченских тайпов[2][3][4][5][6][7][8][9]. В традиции чеченской этноиерархии считается тайпом, который не входит ни в один из тукхумов. Историческая родина — область Нашха[10]. Общество также входит в тайповый состав чеченцев-кистинцев.

Название тайпа Нашхой в современной научно-публицистической литературе неразрывно связано с исторической областью Нашха. В ряде работ они выступают как синонимы — часто авторы, говоря о Нашхой/Нашха, подразумевают и этногруппу нашхойцев, и территорию их первоначального расселения. Советский исследователь чеченского языка А. Г. Мациев, сообщал, что представители тайпа Нашхой называют себя нашха[11].

Существует гипотеза А. Г. Мациева, согласно которой имя общества/области Нашхой/Нашха могло послужить основой для эндоэтнонима чеченцев — нохчий[11] (см. Нохчий. Этимология). Также этот вариант этимологии посчитали заслуживающим внимания такие известные чеченские учёные, как лингвист, д. фил. н., профессор И. Ю. Алироев[~ 2] и д.и.н., профессор Ш. Б. Ахмадов[12].

По данным 1839 г. в самой Нашхе, исторической области расселения нашхоевцев, было 200 дворов[13], большая часть представителей нашхой жили в предгорных и равнинных районах Чечни.

По мнению ряда учёных первоначальная область расселения нашхойцев — Нашха, является прародиной многих нахских обществ[14], часть чеченских тайпов (возможно свыше 20[~ 6]) возводит своих предков к выходцам из этой исторической области[15]. Согласно большинству преданий Нашха считается местом древнейшего поселения чеченцев, поэтому среди них издавна бытует мнение, что если кто-либо выходец из Нашха — то он коренной житель Чечни[11]. В работе «Чеченский тайп в период его разложения» М. Мамакаев пишет: «Характерно отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Нашха (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен и живут на территории своего нынешнего поселения». Этнограф Саидов И. М. в работе «Мехкан кхел» пишет: «По преданиям, все ичкерийские (Нохчмохкские) тайпы: Бенойцы, Белгатойцы, Дышни, Цонтаройцы, Эрсонойцы и другие, от которых произошли и некоторые другие тайпы, являются потомками «родных братьев», «братство» это, согласно преданиям, зафиксированным и русскими исследователями досоветского периода, было закреплено ещё в Нашхе в период нахождения там общенахского Совета старейшин страны (Мехкан кхел)». ДНК проект Chechen-Noahcho-Dna-Project подтверждает родственные связи Нашхойцев с тайпами тукхума Нохчмахкахой, чеченцам Нашхойцам родственны: Гендарганой, Зандакой, Чартой, Пешхой, Туркой, Ишхой и так же другие чеченские тайпы.