Недобросовестная конкуренция


Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. Сутью недобросовестной конкуренции является нарушение законов и неписаных правил.

Разделять конкуренцию на законную и незаконную в государствах с развитой рыночной экономикой начали в конце XIX — начале XX века[1]. На законодательном уровне недобросовестная конкуренция впервые стала регулироваться Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. В целях пресечения недобросовестной конкуренции конвенция запрещает[2]:

В разных странах принимаются специальные законы для защиты добросовестной конкуренции. В случае отсутствия специального законодательства о недобросовестной конкуренции, нормы о её пресечении содержатся в гражданском кодексе и других законодательных актах[2]. В ряде стран законодательные нормы о борьбе с недобросовестной конкуренцией являются частью антимонопольного законодательства, в других же — это самостоятельный институт[1].

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции. Также к недобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

Недобросовестная конкуренция является нарушением статьи 34, п.2 Конституции РФ («Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»).