Нейромант


«Нейрома́нт» (англ. Neuromancer, иногда встречается как «Нейрома́г») — роман Уильяма Гибсона, каноническое произведение в жанре «киберпанк», удостоенное премий «Небьюла» (1984), «Хьюго» (1985) и Приза Филипа Дика. Это первый роман Гибсона, открывающий трилогию «Киберпространство». Опубликован в 1984 году.

В этом произведении рассмотрены такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, транснациональные корпорации, киберпространство (компьютерная сеть, матрица) задолго до того, как эти понятия стали популярными в массовой культуре.

Название романа является производной от слова «некромант» (англ. necromancer), что превратило его в игру слов из комбинации «нейро-» (от др.-греч. νεῦρον — нейрон), и (англ. mancer), «маг».

— Я хочу вам помочь, — пожал плечами Финн. Обтрепанный твидовый пиджак, слишком для него широкий, косо обвис.
— Зачем?
— Потому что вы нужны мне. — Снова показались большие желтые зубы. — А я нужен вам.
— Дерьмо собачье. Ты можешь читать мои мысли, Финн? То есть, — Кейс болезненно поморщился, — Зимнее Безмолвие.
— Мысли невозможно читать. Даже интересно, ты почти не умеешь читать — и все равно пользуешься ветхой парадигмой печатного текста. Я могу извлечь содержимое твоей памяти, но ведь это — не мысли. — Финн сунул руку в оголенное шасси древнего телевизора и вытащил серебристо-черную радиолампу. — Видишь? Элемент моей ДНК, ну не совсем, но вроде…
Он бросил лампу в угол, раздался негромкий хлопок и звон.
— Вы всегда строите модели. Каменные круги. Соборы. Стоящие в этих соборах органы. Арифмометры. Ты можешь себе представить, что я не знаю, почему нахожусь здесь? Но, если сегодняшний рейд закончится удачно, вы получите то, к чему стремились все это время.

Такое требование было выдвинуто конструкторам «Зимнего Безмолвия» сотрудниками Регистра Тьюринга — спецслужбы, осуществляющей потайной контроль за системами искусственного интеллекта. Ввиду этого «Зимнее Безмолвие» не обладает собственной индивидуальностью в том смысле, какой вкладывают в это понятие люди, и вынужден использовать для общения фантомные личности, маски, синтезированные по результатам ментоскопирования собеседника. (Чаще всего это личина Финна, которому он по каким-то не вполне ясным причинам симпатизирует.)

— Это всего лишь изображение, Мэлком, — устало ответил Кейс. — Мужик, знакомый мне по Муравейнику. А говорит Зимнее Безмолвие. Картинка должна помочь нам чувствовать себя как дома.
— Хрень собачья, — сказал Финн. — Я же объяснял Молли, что это — не маски. Они необходимы для общения с вами. У меня же практически отсутствует то, что вы называете личностью.