Неореализм (политология)


Неореализм или структурный реализм — течение в теории международных отношений, возникновение которого можно связать с публикацией в 1979 году книги Кеннета Уолтца «Теория международной политики». Уолтц выступает за системный подход: международная структура действует как ограничение на государственное поведение так, что выживают только те государства, чьи результаты находятся в пределах ожидаемого диапазона действий. Эта система похожа на микроэкономическую модель, в которой фирмы устанавливают цены на набор и количество продукции на основе рынка[1].

Неореализм, развитый в значительной степени в пределах американской политологии, стремится переформулировать идеи политического реализма Э. Х. Карра, Г. Моргентау, и идеи Р. Нибура в строгую и позитивистскую социологию.

Неореализм в лице Уолтца избегает использования частых эссенциалистских понятий типа «человеческая природа», чтобы объяснить мировую политику. Вместо этого, идеологи неореализма развивают теорию, что привилегии структурных ограничений ложатся на агентов стратегии и мотивации — на государства.

Согласно Уолтцу, мир существует в состоянии бессрочной международной анархии[2] (определяемой не как хаос, но как отсутствие иерархии). Кроме того, анархия международного общественного мнения отличается от внутренней. Во внутренней сфере, основные действующие лица могут обратиться (да и вынуждены обращаться) к «верховному судье» — государству или правительству, однако в международной сфере отсутствует подобный легитимный источник верховной власти. Анархия международной политики (то есть нехватка центрального двигателя) вынуждает государства действовать так, чтобы гарантировать свою безопасность прежде всего, поскольку это предпосылка к достижению других целей[2]. Эта движущая сила — первичный фактор, влияющий на их собственное поведение,— в свою очередь гарантирует, что государства начнут развивать наступательные военные способности для иностранного интервенционизма, как средство увеличения их относительной власти. Поскольку государства не могут быть уверены в будущих намерениях других государств, то между ними возникает недоверие. Оно требует от них быть начеку от относительных потерь власти, которые создают угрозу для их выживания. Эту нехватку доверия, основанного на неопределенности, называют «дилеммой безопасности»: увеличение безопасности великой державы неизбежно уменьшает безопасность других держав.