Нибур, Рейнгольд


Ка́рл Па́уль Ре́йнгольд (Ре́йнхольд, Ра́йнхольд) Ни́бур (англ. Karl Paul Reinhold Niebuhr; 21 июня 1892, Райт Сити[en], округ Уоррен, штат Миссури, США1 июля 1971; Стокбридж, штат Массачусетс, США) — американский неокальвинисткий теолог, социальный философ и политолог, один из создателей диалектической теологии. Автор концепции «христианского реализма».

Старший брат теолога и историка теологии культуры  (англ.), специалиста в области христианской этики, общественного деятеля и писателя Хельмута Ричарда Нибура.

Родился в США в семье немецких эмигрантов, принадлежащих деноминации Евангелический синод Северной Америки (ныне Объединённая церковь Христа). В 1902 году его отец получил должность пастора в Иллинойсе, куда он перевёз свою семью.

В 1915 году Рейнгольд защитил магистерскую диссертацию по теологии и стал пастором небольшой немецкой общины в Детройте. В 1919 году он отказался от немецкого языка в богослужении и довёл число своих прихожан до 700. В 1923 году он впервые посетил Европу. В 1928 году он переехал в Нью-Йорк, где стал профессором теологии Нью-Йоркская объединённой теологической семинарии. Его учеником был Дитрих Бонхёффер. В 1931 году 39-летний Нибур женился на 24-летней студентке Урсуле. С 1941 по 1966 год Нибур издавал журнал «Христианство и кризис». В 1946 году он был у истоков создания Международного совета христиан и евреев (ICCJ), которое состоялось на конференции «Свобода, справедливость, ответственность» в Оксфорде[2]. С 1956 года и до своей отставки в 1960 году был вице-президентом Нью-Йоркской теологической семинарии.

Развивал идеи христианского социализма, справедливой войны (участие США во Второй мировой войне), являлся активистом экуменического движения и приветствовал создание государства Израиль.

Нибур стремился найти средний путь между «наивным идеализмом» и «безнравственным реализмом», между «изоляционистским пацифизмом» и «империалистическим мессианством». Он исходил из августинианской идеи «первородной греховности» человеческой природы и неизбежности в истории конфликтов и аморальной политики. Однако в этих условиях вполне можно занять позицию сопротивления злу, что позволяло Нибуру оправдывать участие армии США в во Второй Мировой войне и ядерную бомбардировку Японии, а также (до 1966) вторжение США во Вьетнам[3]. Христианский пацифизм им трактуется как перфекционизм, ибо «конфликт — всего лишь видимое и конечное проявление человеческой природы» (Христианство и война).