Бонхёффер, Дитрих


Дитрих Бо́нхёффер (нем. Dietrich Bonhoeffer; 4 февраля 1906[1][2][…], Бреслау, королевство Пруссия, Германская империя[4] — 9 апреля 1945[1][3], Флоссенбюрг, Германия) — немецкий лютеранский теолог, пастор, участник антинацистского заговора и один из создателей Исповедующей церкви. В истории стал одним из самых известных мучеников XX века[5][6][7][8].

Как теолог, развивал идею «нерелигиозного христианства»[9], которое стремится к нерелигиозному толкованию Библии, церковной традиции и богослужения. В связи с этим, полагал, что церковь и христиане должны не только проповедовать миру благую Весть, но и отвечать на потребности и вызовы общества.

Родился в протестантской семье врача-невролога и психиатра Карла Бонхёффера и Паулы фон Хазе. Будущие родители Дитриха познакомились зимой 1896 года, а 5 марта 1898 года поженились, когда Карлу было 30, а Пауле — 22[10].

Дитрих был шестым из восьми детей. Из его братьев Карл Фридрих (род. 1899) стал известным химиком, Вальтер (род. 1901) погиб на Первой мировой войне, а юрист Клаус был казнён за связь с участниками заговора против Гитлера 20 июля 1944 года, а также у Дитриха были две сестры Урсула (род. 1902) и Кристина (род. 1903), также, у Дитриха была сестра-близнец Сабина (род. 1906), а последней родилась Сюзанна (1909)[11].

Дитрих окончил гимназию (1923), изучал теологию в университетах Тюбингена (1923—1924) и Берлина (1924—1927), где познакомился с доминирующей на тот момент в академических семинариях либеральной протестантской теологией, стал учеником либеральных богословов Адольфа фон Гарнака (которого высоко ценил и уважал, хотя и не принимал большинство его взглядов[12], а в июне 1930 года присутствовал на его похоронах, где провозгласил траурную речь[13]) и Рейнгольда Зееберга[14] (под руководством которого защищал впоследствии докторскую работу[15]).

Значительное влияние на его взгляды оказал теолог Карл Барт, который тогда был профессором Гёттингенского университета, особенно повлияло на Дитриха прочтение его книги «Послание к римлянам»[15]. Позднее, между Бартом и Бонхёффером образуются дружеские отношения[15]. Они впервые встретились вживую в 1931 году и долго дискусировали о теологии и духовной жизни, тогда 25-летний Бонхёффер задал вопросы 45-летнему Барту, которые долго его волновали. Позднее, Дитрих писал, что «Разговор с ним [Бартом] оказался даже интереснее его книг и лекций»[16].