Диалектическая теология


Диалекти́ческая теоло́гияэкзистенциальная теология», «критическая теология», «теология кризиса», «теология парадокса», «теология Слова Божьего», «неоортодоксальная теология»)[1][2] — направление в теологии, возникшее в протестантских церквях Германии и Швейцарии в 20-е годы XX века. Являясь реакцией на социальный оптимизм и модернизм либеральной теологии, диалектическая теология выработала новый, неортодоксальный подход к традиционному протестантскому вероучению. Предшественником экзистенциальной теологии было творчество Сёрена Кьеркегора[3].

«Восприняв идеи раннего экзистенциализма, диалектическая теология исходила из факта тотального отчуждения человека, обусловленного утратой Бога или ложным его пониманием, возникшем на рационалистической основе. Вера не может базироваться на разуме и объективном знании, ибо между человеком и Богом существует абсолютный разрыв, преодолимый лишь посредством благодати, позволяющей индивиду открыть Бога в собственной душе и усмотреть истинный сверхразумный смысл евангельского откровения»[4].

Основные представители: этнические немцы реформаты Карл Барт и Эмиль Бруннер, лютеране Пауль Тиллих, Рудольф Бультман, Фридрих Гогартен, а также американец евангелик Рейнгольд Нибур. Основой диалектической теологии является противоречие между иррациональной верой и религией, а также между вечным Откровением и историческим посланием, из которой позже родилась идея демифологизации Библии.

Идеи диалектической теологии продолжили разрабатывать за пределами Германии и США: Нильс Зеё (Дания), Пьер Мюри (Франция), Корнелиус Мискотт (Нидерланды), Йозеф Громадка (Чехословакия). Диалектическая теология оказала влияние на богословскую мысль Ганса Урса фон Бальтазара и Ганса Кюнга в католицизме[2], а также на лютеранина Дитриха Бонхёффера[5].

Возникновение диалектической теологии способствовали события начала XX века: Первая мировая война[6], после которой случился подрыв веры в антропоцентризм либеральной теологии, которая представляла христианство как культурный феномен, возносящий духовно-моральные добродетели и, соответственно, то, что человек нравственно улучшается в последние десятилетия. Например, когда Карл Барт узнал, что один с его учителей Адольф фон Гарнак в августе 1914 года подписал манифест девяноста трёх[7], то начал отходить от либеральной теологии, и в 1918 году написал свой фундаментальный труд «Послание апостола Павла к Римлянам», где обосновано и содержательно раскритиковал либералов и фактически, начал генерировать новое направление теологии — неоортодоксию[8].