Нерезкое маскирование


Нере́зкое маски́рование (англ. unsharp masking) — технологический приём обработки фотографического изображения, который позволяет добиться повышения субъективной чёткости за счёт усиления контраста мелких деталей при неизменном общем контрасте. Реализован в большинстве программных продуктов для профессиональной обработки изображений.

Принцип нерезкого маскирования изобретён во времена плёночной фотографии: в начале XX века весьма трудоёмкий процесс позволял получить тот же эффект, хотя добиться полного контроля над степенью нерезкого маскирования было несравненно сложнее, чем с использованием современных способов обработки изображений. Нерезкое маскирование не повышает резкость изображения, не может восстановить детали, потерянные на разных этапах производства изображения (при съёмке, при сканировании, при изменении размера, при полиграфическом воспроизведении), усиливает локальный контраст изображения на тех участках, где изначально присутствовали резкие изменения градаций цвета. После применения нерезкого маскирования изображение визуально воспринимается более резким. Нерезкое маскирование применяется[1] при подготовке изображения для последующего использования, например, в полиграфии.

Изначально нерезкое маскирование применялось при фотопечати для смягчения общего контраста изображения при сохранении его детализации. Для этого с негатива на малоконтрастной фототехнической плёнке «ФТ-М», «ФТ-10» печаталась прозрачная маска в виде нерезкого дубль-позитива[2]. Затем её совмещали с негативным изображением и производили печать на фотобумагу. В результате, общий контраст изображения снижался, но мелкие детали пропечатывались без изменения, поскольку на нерезком дубль-позитиве отсутствовали. В предельном случае при равенстве контраста негатива и дубль-позитива получается равномерно-серый отпечаток с резкими контурами изображённых предметов[3].

Для получения качественного отпечатка было необходимо очень точное совмещение негатива с дубль-позитивом, с трудом достижимое в малоформатном и даже среднеформатном кадре. Поэтому промежуточный позитив чаще всего печатали на большом листе фототехнической плёнки, точно совпадающим по формату с будущим отпечатком. Совмещение негативного изображения с дубль-позитивом происходило на листе фотобумаги под красным светофильтром фотоувеличителя[4]. Прозрачная маска совмещалась по контуру с негативным изображением. Перед экспозицией светофильтр убирали, открывая доступ актиничному для фотобумаги свету. В результате при печати позитивное изображение невысокого контраста складывалось с контрастным негативным, давая более «мягкий» отпечаток с проработанными деталями. Для точного совмещения резкой маски по контуру иногда применялись перфорации у маски (плёнки) и специальные рамки со штифтами[4].