Несостоявшееся государство


Несостоя́вшееся госуда́рство, или провали́вшееся госуда́рство (англ. failed state; в русскоязычных текстах часто даётся без перевода) — государство, которое не в состоянии поддерживать своё существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы.

Центральное правительство несостоявшегося государства так слабо или неэффективно, что фактически не контролирует некоторую часть государственной территории и/или не в состоянии осуществлять те или иные государственные функции. Такое государство становится неуправляемым и недостаточно легитимным в глазах международного сообщества в связи с эрозией самой государственной власти.

Одними из первых термин «несостоявшееся государство» в начале 1990-х годов применили американские исследователи Джеральд Хельман  (англ.) и Стивен Ратнер в своей работе «Anarchy Rules: Saving Failed States». В работе не было представлено чёткого определения данного термина, однако значимым является то, что авторы включают «несостоявшиеся государства» (к которым в качестве примера относят Боснию и Герцеговину, Либерию и Сомали), в общий смысловой круг «группы государств, чьё выживание находится под угрозой» наряду с «несостоятельными государствами» (Эфиопия, Грузия, Заир) и новыми государствами, образовавшимися после распада СССР и Югославии, чью жизнеспособность авторы на тот момент оценить затруднялись[2].

Профессор международного права из Цюрихского университета Даниэль Тюрер, анализируя различные правовые аспекты Вестфальской системы международных отношений, обнаружил многочисленные исторические примеры, схожие с «несостоявшимися государствами» в современном мире (в этом отношении он обозначает Китай 1930-х годов). Подобные ситуации, с его точки зрения, являются закономерным итогом распада государственных структур и институтов (обеспечивающих правопорядок) и сопровождаются «анархическими формами внутреннего насилия»[3].

Существенный вклад в развитие термина в 2003 году внёс немецкий политолог Ульрих Шнеккер  (нем.), предложивший понятие «непрочной государственности» для обозначения страны, государственные структуры которой «утратили или не обрели […] способность управления в главных сферах компетенции»[4].

Так как в понимании Шнеккера допустима процедура измерения степени эрозии государственности, то исследователь предлагает выделять на основании данного критерия следующие типы государств:[4]