Нижегородские фуникулёры


Нижегородские фуникулёры (местное название — элеваторы[1][2]) — две линии фуникулёра: Кремлёвский и Похвалинский элеваторы, существовавшие в Нижнем Новгороде с 1896 по 1927 год.

Оба фуникулёра были построены в 1896 году «Финляндской компанией лёгкого пароходства» петербургского предпринимателя Р. К. фон Гартмана[3]. Строительство фуникулёров было приурочено к Всероссийской промышленной и художественной выставке, проводившейся в том же году.

В то время фирма фон Гартмана вела строительство в городе двух линий электрического трамвая, не связанных между собой: Верхнебазарной и Нижнебазарной. Фон Гартман предложил добавить к ним ещё и два фуникулёра и, таким образом, соединить линии трамвая друг с другом. Городская дума приняла это предложение, 16 мая 1895 года с фирмой был подписан «Основной городской трамвайный договор», а 21 июня 1896 года было пущено пробное движение по обеим линиям трамвая и обоих фуникулёров.[2][3]

Линия Кремлёвского элеватора длиной 133,12 метра проходила от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри Кремля возле Часовой башни.

Элеватор состоял из двух вагонов. В каждом вагоне было две каюты со стоячими и сидячими местами. Частично линия проходила под землёй в тоннеле.

Стоимость проезда была достаточно высокой и этот вид транспорта могли позволить себе относительно состоятельные люди. В вагонах было установлено разделение на классы (салон вагона делился перегородкой на две части): поездка в первом классе стоила 5 копеек, во втором — 3 копейки; действовали льготы для учащихся, которые платили 3 копейки в первом классе, а во втором могли ехать бесплатно. Кроме того, права бесплатного проезда на определённых условиях получали полицейские и почтовые служащие.