Николаев, Ипполит Владимирович


Ипполи́т Влади́мирович Никола́ев (23 мая 1870 — не ранее 1937) — русский архитектор и педагог, работал преимущественно в Киеве[1].

Родился в 1870 году в Санкт-Петербурге. Первый сын архитектора В. Н. Николаева. Учился в Императорской Академии художеств, окончил обучение в декабре 1892 года, удостоен малой и большой серебряных медалей[2]. В мае 1893 года назначен городским архитектором Киева; фактически начал исполнять эти обязанности ещё будучи студентом, в 1892 году, из-за тяжелой болезни предшествующего городского архитектора А-Ф. К. Геккера[3]. Курировал частную застройку в некоторых районах Киева, составлял проекты и осуществлял постройки по поручениям Городской думы. В частности, разрабатывал эскизы украшений города по случаю визита царской семьи в 1911 году. Был членом строительной комиссии по сооружению комплекса Политехнического института.

Занимался педагогической деятельностью. Преподавал в Киевском художественном училище. В 1896—1897 годах служил архитектором Фундуклеевской женской гимназии. С 1904 года руководил архитектурным проектированием и черчением в Политехническом институте. В 1913 году подготовил сборник нормативных документов для строительства в Киеве[4].

Был женат на датской подданной Елизавете (Эльзе) Генриксен. Уехав в ноябре 1917 года на родину жены, оказался отрезанным от Украины последующими событиями. В дальнейшем остался в Дании, содержал фотографическое заведение. Последнее имеющееся сообщение об Ипполите Николаеве (его письмо брату Леониду) датировано концом 1937 года.

За время службы И. В. Николаев был награждён орденами Св. Станислава 3-й степени и Св. Анны 3-й степени. Вследствие сотрудничества со скульптором-итальянцем Э. Ксименесом при сооружении памятника Александру II в Киеве удостоен ордена Короны Италии.

На раннем этапе своего творческого пути И. В. Николаев находился под очевидным влиянием отца. Особенно отчетливо это проявилось в единственной возведенной им православной сакральной постройке, декорированной в «русском стиле». Для жилых и общественных построек применял главным образом формы неоренессанса и «кирпичного стиля». В начале XX века Николаев-младший проявлял бо́льшую свободу и разнообразие творческих приемов. Освоил формы модернизированных неостилей.