Николаиди, Элена


Элена Николаиди (греч. Έλενα Νικολαΐδη; англ. Elena Nikolaidi; 15 июня 1909 — 14 ноября 2002) — известная греческая и американская оперная (меццо-сопрано) певица и музыкальный педагог.

Элена Николаиди родилась в Смирне (по другим источникам в близлежащей Фокее. Есть утверждения, что её семья была в числе беженцев Малоазийской катастрофы, однако согласно данным Афинской оперы её семья перебралась в материковую Грецию после вступления греческой армии в Смирну в 1919 году и, следовательно, её не застигла Смирненская резня 1922 года. Николаиди училась монодии (сольному пению) в Афинской консерватории у Таноса Меллоса и Аргиро Гини, после чего, получив стипендию Афинского университета, была послана в Вену на дальнейшую подготовку. Она вступила в труппу “Третья Греческая опера” в 1929 году, впервые выступила в “Центральном Театре” (Θέατρο Κεντρικόν)[2], принимая участие в премьере работы “Мост призраков” Теофраста Саккеларидиса] [3]:63, а также в опере “Кольцо матери” Манолиса Каломириса. В 1936 году приняла участие в Кармен представленной труппой “Греческая опера” на острове Керкира [3]:249.

Она дебютировала с оркестром в Афинах, под руководством Димитриса Митропулоса. Николаиди вышла замуж за Меллоса, своего учителя пения, в 1936 году. Однако она сохранила "Элена Николаиди" в качестве своего профессионального имени.

В 1936 году Николаиди отправилась в Вену, где приняла участие в “Бельведерском конкурсе вокалистов”. Она заняла всего лишь четвёртое место, но этого было достаточно чтобы В. Бруно незамедлительно предложил ей роль принцессы Эболи в опере Дон Карлос Верди в Венской государственной опере 16 декабря 1936 года.

Успех Николаиди был "мгновенным и незабывающимся." Она стала звездой в Вене. После одного из представлений “Кармен”, ей аплодировали, согласно сообщениям, от 15 до 30 минут. Подобных по продолжительности оваций Венский театр до того не знал. В военный период 1941-44 годов она пела также и в “Народной опере” Вены. Сохранились записи её венских выступлений (на немецком) военного периода: в роли Гата в “Любовном напитке” Доницетти (1942)[4] и в роли Эмилии в “Отелло” Верди (август 1944). В предвоенные и послевоенные годы она пела также в Королевской опере Лондона, в миланской Ла Скала, в Пражском оперном театре, на Зальцбургском фестивале и гастролировала в Египте и Австралии.