Арнонкур, Николаус


Николаус Арнонкур (нем. Nikolaus Harnoncourt, полное имя — Йоханн Николаус граф де ла Фонтен и д’Арнонкур-Унферцагт, нем. Johann Nicolaus Graf de la Fontaine und d'Harnoncourt-Unverzagt; 6 декабря 1929, Берлин — 5 марта 2016, Санкт-Георген-им-Аттергау) — австрийский дирижёр и хормейстер, виолончелист, гамбист, музыкальный писатель. Один из крупнейших представителей движения аутентичного исполнительства.

Выходец из аристократической семьи: его мать, графиня Ладислая фон Меран (1899—1997) — правнучка эрцгерцога Австрийского Иоганна Баптиста. Рос в Граце, учился музыке в Вене. Был виолончелистом в Венском симфоническом оркестре (1952—1969). В 1953 году вместе с женой, скрипачкой Алисой (в девичестве Хоффельнер), создал ансамбль старинных инструментов (барочный оркестр) Concentus Musicus (публичная активность оркестра началась в 1957 году). Помимо руководства и дирижирования, играл в нём на барочной виолончели и виоле да гамба.

Участвовал как виолончелист в составе «Барочного ансамбля Леонхардта» (Leonhardt Baroque Ensemble) в записях баховских кантат № 54 и 170 в аутентичной манере, сделанных в 1954 году под руководством Г. Леонхардта[7].

Дебютировал как оперный дирижёр в миланском театре Ла Скала («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, 1970).

В 1970—1990 годах совместно с Леонхардтом записал все баховские церковные кантаты. Работал также с другими европейскими оркестрами, включая Консертгебау.

Автор музыковедческих публикаций (русские переводы собраны в книге «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди», М., 2005).