Нисики-э


Нисики-э (яп. 錦絵 — «парчовые картинки», также известны как эдо-э) — японская техника цветной ксилографии, использовавшаяся преимущественно в жанре укиё-э. Её изобретение приписывается художнику Судзуки Харунобу, который впервые использовал её для изготовления гравюр в 1760-х годах[1].

До изобретения нисики-э большинство произведений жанра укиё-э печатались в чёрно-белом виде и затем раскрашивались вручную или с добавлением отдельных досок для разных красок. Первые нисики-э были иллюстрированными календарями (эгоёми), изготовленными по заказу богатых самураев и торговцев, которые интересовались искусством[2]. В эпоху Эдо, печать календарей была монополией бакуфу и за лицензию на выпуск календаря необходимо было много платить, из-за чего они не доходили до широких слоёв населения. Благодаря новой технике удалось завуалировано вписать календари в изображения и избежать цензуры. Например на одной из картин Судзуки Харунобу изображена встреча патриарха дзэн Дарумы и молодой девушки. Числа коротких месяцев были спрятаны на поясе девушки, а числа длинных месяцев были расположены среди волос на груди Дарумы[3].

Первым художником применившем технику нисики-э был Судзуки Харунобу. Начиная с 1760-х годов он изготовил сотни изображений на классические и современные темы.

Техника нисики-э поспособствовала скорому расцвету укиё-э во второй половине эпохи Эдо. Стало возможным массовое производство цветных гравюр, благодаря чему картины подешевели и стали доступны более широким слоям населения Японии. Художникам (например, Утамаро, Эйдзан, Хокусай) стало проще выпускать целые серии картин (например, «36 видов Фудзи»), а также изготавливать гравюры для прикладных и утилитарных целей: рекламы торговых лавок, одежды и др. Кроме того, прогресс многоцветного печатания повлиял на традиционный жанр якуся-э. Начиная с 1770 г. на гравюрах таких ведущих новаторов, как Кацукава Сюнсё и Иппицусаи Бунтё, актёры впервые были представлены индивидами с присущими каждому неповторимыми чертами, в то время как раньше их можно было различать только по гербам (мон) на кимоно.

Цветная ксилография трудоёмка и требует участия нескольких специалистов: художника, который рисует эскиз будущей гравюры; ремесленника-прорисовщика, «доводящего» эскиз до такой степени детализации, чтобы с него можно было резать доску для печати (омохан); резчика, переносившего изображение на доску продольного распила, причем для каждого цвета вырезалась отдельная доска; и печатник, осуществлявшего печать вручную, без применения станка. Благодаря использованию кэнто: — специальных приводочных меток удалось добиться совпадения цветов и предотвратить их смешение[4]. В процессе изготовления могли использовать более 30 досок.