Ницшеанское утверждение


Ницшеанское утверждение (нем. Bejahung), также известное как утверждение жизни[1], – концепция философии Фридриха Ницше. Лучший пример этой концепции можно найти в «Воле к власти» Ницше:

Предположим, мы говорим «да» одному единственному мгновению – это значит, тем самым мы сказали «да» не только самим себе, но и всему сущему. Ибо ничто не существует само по себе, ни в нас самих, ни в вещах: и если душа наша хоть один единственный раз дрогнула от счастья и зазвучала, как струна, то для того, чтобы обусловить одно это событие, потребовались все вековечности мира – и все вековечности в этот единственный миг нашего «да» были одобрены и спасены, подтверждены и оправданы.

Вальтер Кауфман писал, что Ницше «прославляет греков, которые, столкнувшись с ужасами природы и истории, не искали убежища в «буддистском отрицании воли», как Шопенгауэр, а создавали трагедии, в которых жизнь утверждается как прекрасная, несмотря ни на что»[3][4]. Отрицание воли у Шопенгауэра означало «нет» жизни и миру, который он считал ареной боли и зла. «Непосредственно против роли Шопенгауэра как окончательного отрицателя жизни, Ницше позиционировал себя как окончательного утверждателя жизни»[5]. Утверждение Ницше боли и зла жизни, в отличие от Шопенгауэра, проистекает из переполнения жизни[6]. Шопенгауэровская проповедь самоотречения и отрицания жизни была, по Ницше, очень вредной[7]. Всю свою зрелую жизнь Ницше был озабочен тем ущербом, который, по его мнению, стал результатом шопенгауэровского отвращения к жизни и обращения против мира.