Новая волна британского хеви-метала


Новая волна британского хеви-метала (англ. New Wave of British Heavy Metal, сокращённо NWOBHM, произносится как «nuh-wobbum»[1]) — музыкальное движение, явление в мировой рок-культуре конца 1970-х — начала 1980-х годов. Это словосочетание прежде всего обозначает именно явление на музыкальной сцене, возникшее в определённое время и в определённом месте и в меньшей мере какой-то особо специфичный стиль музыки[2]. Название явлению было дано корреспондентом журнала Sounds Джеффом Бартоном в 1979 году[1]. Термин был придуман для того, чтобы отличать «старый» хеви-метал[3] от возникшего позднее. В целом, термином обозначается самодеятельное появление повсеместно в Британии целого ряда молодых рок-групп, исполнявших «тяжёлую» музыку.

В середине 1970-х годов популярность «тяжёлого» рока во всём мире — а в то время «тяжёлой» музыкой считался, по современным оценкам, хард-рок — значительно снизилась. Группы, блиставшие в конце 1960-х — начале 1970-х годов, законодатели мод в мировом тяжёлом роке, в основном вступили в период стагнации. Deep Purple раздирали внутренние конфликты и смены состава, в Black Sabbath также намечался конфликт среди участников, Uriah Heep переживали спад из-за ухода вокалиста Дэвида Байрона и истощения сил у главного композитора — Кена Хенсли. Led Zeppelin не могли заполнить сложившийся определённый вакуум, а в 1977 году прекратили на время активную деятельность.

Вакуум заполнил панк-рок, являвшийся во многом противоположностью существовавшего тогда тяжёлого рока. Высокопрофессиональной музыке, основанной на блюзовой импровизации, были противопоставлены примитивность, намеренно грязный звук и эпатажное поведение. «Выучи два аккорда и действуй обществу на нервы», — такая аксиома панк-рока была озвучена Сидом Вишесом. Если в США панк-рок так и оставался явлением андерграунда — музыкальный рынок США в сравнении с Великобританией был гораздо разнообразней, в том числе, развивались и находили своих поклонников и сравнительно тяжёлые группы и исполнители, такие как Kiss, Элис Купер, Rainbow — то в Великобритании панк-рок, да и вообще движение панков, рассматривались как явная угроза истеблишменту. Однако панк-рок сыграл большую роль в явлении, оказав влияние не только на музыку, но и на сам факт возникновения новой волны хеви-метал. Дело в том, что явление панк-рока и его успех показали, что музыка не является занятием какой-то избранной касты, а доступна каждому, чем не преминули воспользоваться поклонники тяжёлой музыки.