Новая драма (рубеж XIX—XX веков)


«Новая драма» — историко-литературное понятие, служащее для обозначения периода в истории европейской драматургии конца XIX — начала XX веков[1][2]. У истоков «новой драмы» стояли Г. Ибсен, Б. Бьёрнсон, А. Стриндберг, Э. Золя, Г. Гауптман, Б. Шоу, К. Гамсун, М. Метерлинк, А. П. Чехов, М. Горький и другие.

Вероятно, получила такое название потому, что противопоставляла себя традиции — в данном случае эпигонскому и стилизованному под буржуазные вкусы романтизму, эстетике «хорошо сделанных» или в целом развлекательных пьес.

В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии XIX века, ознаменовала собой начало драматургии XX века.

Вопрос об исторических границах «новой драмы» имеет общеевропейскую, национальную и индивидуальную специфику. Каждая специфика подразумевает три основных периода развития: начальный период подготовки (отдельные проявления), становления и расцвета, период обретения «зрелости» (в совокупности с движением «свободных театров»)[3].

Общеевропейские границы «новой драмы» охватывают период с середины 1860-х годов по 1914 год (начало Первой мировой войны)[2].

«Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания, философии и психологии, и, открывая для себя новые сферы жизни, впитала дух научного анализа. Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма[4].