Новгородско-Софийский свод


Новгородско-Софийский свод (HСС, свод 1448 года) — реконструируемая русская летопись, протограф Новгородской четвёртой и Софийской первой летописей XV века, а также через посредство последних, источник последующего общерусского летописания[1][2].

Летопись была реконструирована филологом А. А. Шахматовым. Шахматов обратил внимание, что текст Софийской первой летописи вплоть до 1418 года (окончания старшей редакции) совпадает с текстом Новгородской четвёртой летописи. Основываясь на одном из известий, Шахматов определил общий протограф этих летописей как «свод 1448 года» (Новгородско-Софийский свод). Этот свод, по Шахматову, был создан в Новгороде в 1430-е или 1440-е годы. По мнению учёного, он был результатом объединения двух источников — Новгородской летописи 1420-х годов («Софийского временника») и общерусского «Владимирского полихрона» 1421 года.

М. Д. Присёлков в целом принял текстологическую схему Шахматова. Однако он считал, что общий протограф Софийской первой и Новгородской четвёртой летописей был не новгородским, а общерусским (митрополичьим) сводом.

По мнению Я. С. Лурье, общий текст Софийской первой, Новгородской четвёртой и близкой к ней Новгородской Карамзинской (первой половины XV века) летописей продолжается до 1418 или, судя по Новгородской Карамзинской летописи, до 1425 года. Лурье отверг предположение о наличии у Новгородско-Софийского свода особого общерусского источника — «Владимирского полихрона» 1418—1421 годов. Полное сопоставление Софийской первой и Новгородской четвёртой летописей показывает, что первая из них лучше, без существенных добавлений, сохранила текст их общего протографа. В Новгородской четвёртой летописи текст был сокращён и значительно пополнен новгородскими известиями. На этом основании Лурье предположил, что общий протограф этих двух летописей не опирался на общерусский Полихрон, а сам являлся общерусским (митрополичьим) сводом, соединившим в себе общерусское (близкое к Троицкой летописи), новгородское, суздальско-ростовское (отчасти схожее с Московско-Академической летописью), южнорусское (отчасти схожее с Ипатьевской летописью), псковское и тверское летописание[2].

Новгородская Карамзинская летопись рассматривалась Шахматовым либо в качестве первоначальной редакции Новгородской четвёртой летописи, либо как отражение Новгордско-Софийского свода. Лурье считал первое более вероятным[3].

В реконструкции А. А. Гиппиуса в качестве одного из основных источников Новгородско-Софийского свода рассматривается Новгородская владычная летопись, реконструируемая летопись, писавшаяся в XII—XIV веках при Новгородской владычной (архиепископской) кафедре и послужившая также источником Новгородской первой летописи[1].