Новеллизация


Новеллиза́ция, новелиза́ция (англ. novelization) — тип книги, которая является художественной адаптацией сценария или сюжета другой медиапродукции: фильма, сериала, компьютерной игры, мультфильма и т. д. Фактически создание новеллизации — процесс, обратный написанию сценария экранизации.

Новеллизация фильмов чаще всего даёт читателю дополнительную информацию о событиях, оставшихся за кадром, и большинство романов-новеллизаций длиннее оригинального сценария. Количество слов значительно увеличивается по сравнению с оригинальным сценарием: с 20 000—25 000 — по меньшей мере до 60 000[1]. Это, как правило, происходит в результате добавления описаний или интроспекции[2]. Амбициозные писатели, кроме того, стремятся усовершенствовать произведение, прилагая усилия для достижения «более прозаически достойного формата». Иногда новеллизатор также включает новые, написанные им сцены, чтобы придать сюжету «дополнительное измерение» (при условии, что он имеет право это делать)[3][4].

Кроме того, романы-новелизации часто содержат сцены, которые были вырезаны из фильма при окончательном монтаже или, по тем или иным причинам, вовсе не были сняты и остались лишь на страницах сценария[5] — чаще всего это связано с тем, что романы выпускаются в период пост-продакшна, когда картина ещё не вышла на экраны. Может потребоваться лицо, имеющее в силу служебного положения конфиденциальную информацию, чтобы сказать, намеренно ли новеллизации приданы отличия от вышедшего фильма[5]. Иногда в новеллизации уже представлены материалы, которые будут в дальнейшем появляться в режиссёрской версии (director’s cut)[6].

Практика создания новеллизаций пользовалась особой популярностью в те времена, когда домашнее видео было не настолько развито, чтобы удовлетворить желание широких масс поклонников иметь возможность вновь переживать события полюбившегося фильма или телесериала.

На данный момент выпуск романа-новеллизации считается одним из принципиально важных фрагментов промокампании, сопровождающей выпуск любого значительного проекта. В основном на обложку помещают постер фильма, иногда внутри можно найти кадры из фильма. «Книги по фильмам — это скоропортящийся продукт, их необходимо продать за два месяца после выхода фильма на экран», — говорит гендиректор издательства «Гелеос» Левон Григорян[7].