Новогреческая литература


Новогреческая литература — период греческой литературы, нижней границей которого условно является XV век (от османского покорения Константинополя и собственно Греции) до нашего времени.

Следовательно, формирование новогреческой литературы тесно связано с освободительным национальным движением в Греции, которое стремилось к уничтожению турецкого владычества. Слои торговцев, преподавателей на этом этапе выстраивали свою культуру на обломках культуры Византии и классической древности. Выразителем настроений мятежных низов явилась устная поэзия клефтов — «разбойников», как их называли иностранцы. Эта своеобразная реставрация византийской и древнегреческой литературы, с одной стороны, и народная устная поэзия — с другой, легла в основу новогреческой литературы.

Турецкое господство, длившееся на протяжении нескольких веков, не привело, однако, к значительному влиянию Турции на греческую культуру. Между Турцией и Грецией резкой чертой пролегло коренное отличие в культуре, морали и традициях. Порабощенная Греция также мало подверглась воздействию Западной Европы. Большое значение в деле сохранения греческой самобытности имела турецкая система миллетов и сохраненная самостоятельность православной церкви, объединявшей города и села вокруг себя как церковные приходы и сохранявшей связь с прошлым страны. Хозяйственно заинтересованная в сохранении национального единства Греции, Церковь не могла не оказать значительного влияния на развитие новогреческой литературы. Ею культивировались «чистота» языка, застывшие его формы, «аттицизм», тяготение к классической традиции.

Живое поэтическое слово существовало лишь в неписаном виде в народных песнях клефтов и маниотов, свободных горных жителей, избегавших любого подчинения. Литературная деятельность духовенства с первой половины XVI века сосредоточилась в патриаршей школе Константинополя — в «Эллинской академии», служившей для всех других греческих городов образцом для подражания. Из Академии выходили многочисленные ученые — схоласты. Писались многотомные ученые труды по богословию, истории, географии, преимущественно недоступные широкой общественности. Исключение представлял константинопольский патриарх Кириллос Лукарис, который проявлял большой интерес к народной речи. Впоследствии он был причислен к еретикам за перевод Евангелия на народный язык и исповедание веры, которая примерно совпадала с кальвинизмом. Поколение за поколением ученые педанты культивировали мертвую старину, высшее духовенство даже в быту употребляло древнегреческий язык.

Значительный поэт этой эпохи — Стефанос Сахликис, который жил на Крите в Ираклионе. Творчество его отличается среди других литературных явлений эпохи и стилистикой (преимущественно грубоватая сатира), и (в первую очередь) — языком. Сахликис писал чистым народным языком, без примесей книжности.