Новокузнецкий трамвай


Новокузнецкий трамвай — трамвайная система в городе Новокузнецке Кемеровской области, открытая 30 ноября 1933 года. Является первой трамвайной системой Западной Сибири[2][3] и первой за Уралом системой, построенной в годы Советской власти (Новосибирский трамвай был пущен на несколько месяцев позже), а также второй в России восточнее Урала (первая была открыта во Владивостоке).

Новокузнецкая трамвайная система состоит из двух не связанных между собой сетей, никогда не соединявшихся друг с другом: одна сеть работает только в Заводском районе и представлена единственным маршрутом № 10, другая сеть работает на территории Кузнецкого, Куйбышевского, Орджоникидзевского и Центрального районов города.

Начало строительства новокузнецкой трамвайной системы началось летом 1933 года с однопутной линии от Деревообрабатывающего завода (ДОЗ) до железнодорожного вокзала по Ворошиловскому шоссе[* 1], улице Орджоникидзе, проспекту Молотова. Этот участок был торжественно пущен в эксплуатацию в 16:00 30 ноября 1933 года[4] от Площади Побед — таким образом, новокузнецкая трамвайная система была запущена на несколько месяцев раньше новосибирской, второй в азиатской России после Владивостока. Для пуска трамвая было получено 8 моторных вагонов серии Х и 10 прицепных вагонов серии М Мытищинского машиностроительного завода. По линии ходил трамвайный маршрут № 1 ДОЗ — Вокзал[2][3].

В 1934 году была проложена линия до ст. Водная (в районе современного Левобережного жилмассива) и в Араличево[* 2], сооружено трамвайное кольцо на Левом Берегу, запущены маршруты от Площади Побед до ост. «Водная» (№ 2) и до ост. «Араличево» (№ 3). В 1935 году были спрямлены два участка по трамвайных путей по проспекту Молотова[* 3], уложены вторые трамвайные пути по Соцгороду и от ост. «Звуковое кино» до ост. «Вокзал» с установкой металлических опор на двухпутном участке, получены ещё 2 моторных и 4 прицепных вагона. В 1938 году через Кузнецкий мост трамвай направился в Кузнецкий район — проложена трамвайно-железнодорожная линия линия (с третьим рельсом) до ост. «Почта»[* 4], продлён маршрут № 2 до неё. Лишь в 1972 году с постройкой нового Кузнецкого моста и отдельного железнодорожного моста в районе Топольников трамвай пошёл по отдельным выделенным путям. В 1939 году трамвайный цех, входивший до этого в состав КМК был передан в ведение Горсовета и стал городским коммунальным предприятием, получено дополнительно 2 моторных и 4 прицепных вагона, в 1948 году — ещё 6 вагонов[5].