Новороссийск (линкор)


«Джулио Чезаре» (итал. Giulio Cesare) — итальянский линкор типа «Конте ди Кавур». Был спущен на воду в 1911 году, вошёл в строй в 1914 году. Участвовал в Первой мировой войне на Средиземном море. Участник операций линейных сил Королевских военно-морских сил Италии во Второй мировой войне. Участник линейного боя у Калабрии 9 июля 1940 года. После окончания Второй мировой войны передан по репарациям СССР и вошел в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Новороссийск». Затонул на севастопольском рейде 29 октября 1955 года от внешнего взрыва. В катастрофе погибло 617 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Конечная причина взрыва не установлена до настоящего времени, выдвигается несколько версий катастрофы.

Дредноут «Джулио Чезаре» был одним из трёх кораблей типа «Конте ди Кавур» (Giulio Cesare, Leonardo da Vinci, Conte di Cavour), построенных по проекту инженер-генерала Эдоардо Масдеа[it] и спущенных на воду в 1910—1917 годах.

Giulio Cesare был вторым в серии, его строила фирма «Ансальдо» (Генуя). Корабль был заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Получил девиз «Чтобы выдержать любой удар».

27 июня 1909 года Италия приняла Морской закон, предусматривавший постройку 4 дредноутов, 3 крейсеров-разведчиков, 12 подводных лодок, 12 эсминцев и 34 миноносцев. Закон одобрили 2 декабря и тогда же санкционировали постройку трёх линкоров по проекту 1908 года — будущих «Джулио Чезаре», «Леонардо да Винчи» и «Конте ди Кавур» («Данте Алигьери» уже строился). Средства на строительство начали выделять со следующего финансового года. Заказ на постройку двух из них получили частные верфи «Ансальдо» и «Одеро» из Генуи, а третий заложили на казённой верфи в Специи. Головным стал «Чезаре», который первым и вступил в строй.

Новизна проекта, его постоянные улучшения, трудности с производством броневых плит, механизмов, орудий главного калибра и башен для них сильно затянули строительство кораблей, сделали его зависимым от помощи иностранных (в основном английских) фирм, а с контрагентами частные верфи всегда работали быстрее государственных. Поэтому «Кавур», спущенный на воду раньше других, вошёл в строй на год позже, отстав именно из-за задержек в поставках.

В процессе постройки «Джулио Чезаре» был перегружен на 2000 тонн, что увеличило его осадку на 0,9 м. Это привело к уменьшению полной скорости хода по сравнению с проектной на 1 узел; кроме того, из 2,5 м высоты главного броневого пояса над ватерлинией осталось лишь 0,75 м.