Корабельная артиллерия


Корабе́льная артилле́рия — совокупность артиллерийского вооружения, установленного на боевых кораблях и предназначенного для применения по береговым (наземным), морским (надводным) и воздушным целям. Наряду с береговой артиллерией составляет морскую артиллерию. В современном понятии корабельная артиллерия представляет собой комплекс артиллерийских установок, систем управления огнём и артиллерийского боезапаса.

На море огнестрельное оружие впервые применили в 1200 году арагонцы против флота Анжу. Это были т. н. «громовые трубки» (итал. cannuncole). Под 1281 годом в «Хрониках Форли» (итал. Cronache forlivesi) уже говорится о «ручных пушках» scoppi (ср. совр. итал. lo scoppio — «взрыв»)[1], упоминание которых вызывает, однако, сомнения у ряда исследователей[2], а в 1304 году появляется сообщение о однофунтовых орудиях (итал. springarda), применявшихся на судах генуэзского адмирала Раниеро Гримальди, который находился на службе у французского короля[3].

Появление первых стационарных дульнозарядных орудий на кораблях относится в 1336-1338 годам[4].[5][6]. Одно из первых упоминаний говорит о некоей пушке, стрелявшей миниатюрными ядрами или арбалетными стрелами, которая была установлена на английском королевском судне «Когг Всех Святых»[6].

Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году во время морского сражения при Слёйсе[4][5], которое, впрочем, было безрезультативным[4].

Но не только в XIV столетии, но и на протяжении XV века артиллерия на флоте представляла собой сравнительно редкое и малоиспытанное оружие. Так, на крупнейшем судне того времени, английской каракке «Грейс Дью», построенной по указу Генриха V. было установлено всего 3 крупных пушки[6]. На флоте мелкокалиберные вертлюжные пушки получили широкое распространение с момента рождения морской артиллерии и стояли на вооружении кораблей вплоть до XIX века, когда гладкоствольная артиллерия была вытеснена нарезной. В эпоху географических открытий вертлюжные пушки использовались в качестве десантных орудий — их брали с собой при высадке на берег, при необходимости их можно было закрепить на борту шлюпки или взять в поход — их залп оказывал огромное психологическое воздействие на туземцев.

Предположительно в 1500 году на каракке «Ле Шарант» (фр. "La Charente") французский судостроитель Дешарж впервые применил пушечные порты[5][7].