Ново-Закамская оборонительная линия


Ново-Закамская оборонительная линия (Исторический вал) — система оборонительных укреплений на территории современных Самарской области и Республики Татарстан, построенная в 1730-х годах для защиты поселений и тогдашних границ России.

В 1743 году с сооружением Оренбургской укреплённой линии значение Ново-Закамской линии сильно упало.

Строительство Старой Закамской засечной линии было завершено в 1657 году. Эта линия многократно прорывалась ногайцами и башкирами, и чтобы укрепить границу и расширить территорию, Пётр I задумал возвести новую линию укреплений. В 20-х годах XVIII века калмыки сумели покорить большую часть киргизской орды. Опасаясь нападений калмыко-башкирских отрядов, русское правительство предприняло ряд действий: укрепление старой засечной черты и строительство нового оборонительного рубежа для защиты от набегов[1].

Пока же строительство новой линии не началось, охрана границы была усилена: в летнее время в укреплениях по Черемшанской линии для «предосторожности от набегов неприятельских» вводились полки регулярной армии. Только в 1728 году на линии несли службу Луцкий, Вологодский, Нарвский драгунские и Казанский гарнизонный полки. Позднее к ним присоединился Невский полк. Несколько лет на черемшанских форпостах находился и Казанский драгунский полк. Кроме того, 250 казаков несли охранную службу в летний период.

Строительство новой линии началось уже при Анне Иоанновне. В 1731 году указом Сената казанскому губернатору было предписано выделить для работы 3 000 жителей, проживающих поблизости, и положить им «на корм» по 30 алтын в месяц. Обеспечение инструментом также легло на казанского губернатора. Для охраны были выделены бывшие служилые люди, из которых сформировали 4 ландмилицейских полка.

Разработка проекта, изготовление планов и чертежей были поручены тайному советнику Ф. В. Наумову, ему в помощь был определен И. П. Оболдуев, которого вскоре заменили бригадиром Друмантом. Окончательное решение о начале строительства было принято 26 апреля 1732 года. Императрица дала указ Сенату, в котором определяла расположение будущей линии[2]. Предполагалось, что общая протяженности линии составит около 320 вёрст. Начинаться она должна была от Алексеевской крепости и по рекам Сок и Кондурча в стороне северо-запада выйти к Каме в районе Мензелинска. Канцелярия строительства находилась в Самаре.