Новый Уренгой


Но́вый Уренго́й — город в Ямало-Ненецком автономном округе России. Имеет статус города окружного значения[2], образует одноимённый городской округ[3].

Новый Уренгой — первый по величине город округа, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (в данном случае Салехард) как по численности населения, так и по промышленному развитию[4]. Город возник в ходе разработки Тюменской нефти и расположен на берегу реки Ево-Яхи, притоке Пура в 579 км восточнее Салехарда. Реки Тамчара-Яха и Сед-Яха протекают через город[5] и делят его на две части — Северную и Южную. Территорию городского округа с запада окружает Надымский район, а с востока Пуровский район.

Постоянное население де-юре — 106 764[6] человека (по данным на 2023 год). Как производственный центр крупнейшего газоносного района, Новый Уренгой — неофициальная «газовая столица» России[7] (реже упоминается как «газодобывающая столица»[8]).

Новый Уренгой возник как город газовиков вблизи Уренгойского газового месторождения, названного по посёлку Уренгой, находящемуся в 75 километрах к востоку от Нового Уренгоя. Топоним «Уренгой» объясняют из ненецкого как «глухой, дремучий»[9].

В 1949 году по распоряжению Иосифа Сталина в приполярной тундре началось строительство трансполярной железной дороги Салехард — Игарка. Дорога строилась десятками тысяч людей, которые, в большинстве своём, являлись заключёнными ГУЛАГа. На бывшей фактории Уренгой строители планировали остаться надолго. Однако после смерти Сталина работы были свёрнуты, дорога к началу 1960-х годов оказалась никому не нужна и получила название «мёртвой». Изображение этой ветки было представлено на карте-схеме железнодорожных путей, находившейся на одной из стен железнодорожного вокзала города Тюмень.

О 501-й и 503-й стройках долгое время нигде не упоминалось, но труд строителей всё-таки оказался не напрасным — он помог сейсморазведчикам и буровикам открыть месторождения Уренгоя и обустроить их более быстрыми темпами.