Трансполярная магистраль


Трансполя́рная магистра́ль[3] — проект железной дороги от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки. Как правило, в трансполярную магистраль включают города Мурманск и Архангельск в качестве крайних западных пунктов маршрута[a]. Дорога не была закончена, построенные участки были соединены с железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу.

Трансполярная магистраль была задумана в 1928 году в рамках широкого обсуждения вариантов реализации проекта Великий Северный железнодорожный путь[5].

В 1947—1953 годах Главным управлением лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР строился участок железнодорожного пути «Чум — Салехард — Коротчаево — Игарка». Дорога начинается на станции Чум за Северным полярным кругом, на участке «Елецкий — Харп» пересекает Полярный Урал. В настоящее время работающий участок заканчивается на станции Лабытнанги, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины. Конечный участок «Ермаково — Игарка» также находился за Северным полярным кругом.

Строительство началось в 1947 году. На сооружении дороги работало до 80 000 человек[6][b] В строительство было вложено 42 млрд рублей[8].

Для строительства трансполярной магистрали и её ответвлений 28 апреля 1947 года было создан Главк «Северное управление лагерей железнодорожного строительства», сокращённо «Северное упр. ГУЛЖДС» или «Северное упр. ж/д строительства МВД»[9], подчинённый «Главному управлению лагерей железнодорожного строительства» МВД (ГУЛЖДС МВД).

Берёзовский ИТЛ Северного Упр. ГУЛЖДС или Березовлаг[c] был организован 6 мая 1948 года и закрыт через четыре месяца (29.09.1948) с формулировкой «Ликвидировать… с 01.10.48, руководство… возложить [непосредственно] на Северное управление лагерей железнодорожного строительства». Центром дислокации являлись пристани Берёзов и Кодинск на реке Обь. Задачей лагеря были лесозаготовки для нужд Строительства 501 и Строительства 503 (изготовление шпал и другое). Численность заключённых не указана, но при организации ИТЛ было приказано перебросить 300 заключённых из Обского лагеря. Во главе стоял исполняющий обязанности начальника капитан И. А. Бейер[12].