Новый кафедральный собор (Выборг)


Новый кафедральный собор (фин. Viipurin tuomiokirkko) — с 1893 года по 1940 год — главная лютеранская церковь Выборга, ныне не сохранившаяся. В 1925 году получила статус кафедрального собора Выборгской епархии.

В Выборге действовали две лютеранские общины: шведско-немецкая (собор Петра и Павла) и финская (церковь сельского прихода, бывший собор доминиканского монастыря). Так как во второй половине XIX века церковь сельского прихода уже не могла вместить всех прихожан финской общины, было принято решение о строительстве нового, большего по размерам здания кирхи для финской городской общины, образованной в 1881 году. Архитектурный конкурс выиграл выборгский архитектор Эдуард Диппель.

Строительство нового краснокирпичного здания в неоготическом стиле на углу Екатерининской (ныне — Крепостной) и Поссеской (ныне — Советской улиц) началось в 1889 году, а 3 декабря 1893 года церковь была освящена. Таким образом, серьёзное для конца XIX века архитектурно-градостроительное решение было воплощено за сравнительно короткий срок. Участки напротив заняли резиденция губернатора и дом Виклунда, по соседству расположились Выборгский почтамт и здание финской народной школы. Так сформировался новый городской центр. Новым собором гордились жители города и восхищались гости, которые называли его «Выборгский Нотр-Дам». С конца XIX века величественная неоготическая кирха изображалась на многих открытках с видами города. Новый кафедральный собор запечатлел на своих работах выдающийся финский художник Хуго Герхард Симберг[1].

В дальнейшем, в условиях развития функционализма как передового стиля финского зодчества 1920-х — 1930-х годов, теоретики современной архитектуры стали критически отзываться о художественных достоинствах неоготического храма, противопоставляя ему такие лишённые украшений сооружения, как здание выборгской библиотеки, возведённое поблизости по проекту Алвара Аалто. В частности, Уно Ульберг, занимавший пост главного архитектора Выборга, считал, что собор не имеет ни исторической, ни архитектурной ценности.