Нойз


Нойз (англ. noise — шум) — музыкальный жанр, в котором используются звуки, чаще искусственного и техногенного происхождения, иногда неприятные и даже болезненные для человеческого слуха.

В широком смысле, шум — исключительно громкий и дисгармоничный звук, не имеющий никакого отношения к мелодии и музыкальным структурам. Однако для поклонников жанра он обладает смыслом и эстетикой[3]. Нельзя сказать, что все музыканты, работающие в данном направлении, следуют строгим формальным требованиям. Для одних производство шума является самоцелью, для других — это инструмент создания звуковых ландшафтов, для третьих — приемлемо создавать классические звуковые гармонии и перкуссию, где вместо традиционных инструментов используются шумы. А возможны и смешения классического подхода к созданию музыки и экспериментального[4]. Формально, нойз произошел от таких музыкальных направлений как индастриал и эмбиент[4]. Однако исторически и идейно восходит к концептуальному искусству[5][6].

Родоначальником «искусства шума» является итальянский художник-футурист Луиджи Руссоло, опубликовавший в 1913 году одноимённый манифест. Важнейшим событием для экспериментальной музыки стала работа 1952 года «4′33″» композитора Джона Кейджа[7]. Деятелем, значительно повлиявшим на развитие жанра, считается американец Бойд Райс[8]. Он начал в 1970-х годах выпускать записи с чистым, немузыкальным шумом в качестве законченных музыкальных произведений.

Классический нойз лишён мелодии и музыкального ритма, и фактически выходит за пределы понятия музыки. Однако, в композициях часто используется вокал и голосовые семплы, в чистом или искажённом виде.

Замкнутый круг чистых звуков должен быть разомкнут и бесконечное разнообразие шумов должно быть завоевано.
Луиджи Руссоло, «Искусство шумов»