Ноно, Луиджи


Луи́джи Но́но (итал. Luigi Nono; 29 января 1924, Венеция — 8 мая 1990, остров Сан-Микеле близ Венеции) — итальянский композитор и педагог.

Родился в семье, связанной с искусством: его дед был художником, а дядя — скульптором. Родители Луиджи были музыкантами-любителями. С 1942 по 1945 год Луиджи Ноно учился в Венецианской консерватории у знаменитого оперного композитора Дж. Фр. Малипьеро. Важным событием было знакомство в 1946 году с другим молодым венецианским композитором и дирижёром-вундеркиндом Бруно Мадерна, который вскоре стал одним из главных исполнителей музыки своих современников, провёл множество премьер. В 1947 году познакомился с композитором более старшего поколения — Луиджи Даллапиккола, который использовал в своей музыке додекафонию. Именно «нововенцы» интересовали молодых единомышленников — группу музыкантов, собравшихся вокруг Ноно и Мадерны. В 1948 году два друга посетили курсы дирижирования Германа Шерхена — знаменитого дирижёра, интерпретатора классической и современной музыки. С этого времени Шерхен стал их наставником. Именно по рекомендации Шерхена, Ноно был принят на Дармштадтские курсы новой музыки в 1950 году.

В начале 50-х сложилась «троица» — Булез, Штокхаузен и Ноно. Именно эти 3 композитора стали наиболее знаменитыми и влиятельными. Они же стали и главными представителями «Дармштадтской школы» (впервые это название прозвучало на лекции Ноно 1957 года) сериалистов. Луиджи Ноно стал членом итальянской коммунистической партии в 1952 году. Ноно посетил Латинскую Америку и СССР, где его оперу «Под жарким солнцем любви» поставил Юрий Любимов .

В 1955 году Луиджи Ноно женился на дочери Арнольда Шёнберга — Нурии (р. 1932). В это же время Ноно работал над своим первым знаменитым сочинением — 'Il canto sospeso' («Прерванная песня») для солистов, хора и оркестра на тексты узников фашистских застенков. Сочинение написано в сериальной технике и было неоднозначно встречено из-за сложности музыкального языка. Однако именно эта кантата стала одним из наиболее выдающихся и значительных сериальных сочинений. Тут Ноно экспериментировал с текстом: разделял слова на слоги и синтагмы, вводил в текст в качестве фонового выразительного компонента ряд гласных, соединял одновременно строки разных писем… Оригинален и выразителен пуантилизм Ноно, в котором звуки («точки») тянутся, из-за чего получается как бы «кантилена точек».