Ночь на перекрёстке (фильм)


«Ночь на перекрёстке» (фр. La Nuit du carrefour) — французский криминальный фильм режиссёра Жана Ренуара, снятый и вышедший на экраны в 1932 году. Является экранизацией одноимённого детективного романа Жоржа Сименона из цикла его произведений о комиссаре Жюле Мегрэ. Фильм стал первой из многочисленных киноадаптаций, посвящённых этому популярному персонажу литературы.

Ренуар занялся кинематографом с середины 1920-х годов. Первоначально он сам финансировал свои картины, но после нескольких неудач вынужден был прибегнуть к помощи продюсеров. Режиссёр с энтузиазмом принял появление звукового кино, однако, по целому ряду причин, некоторое время не мог получить необходимого финансирования. При помощи своего знакомого продюсера Пьера Бронберже в 1931 году ему удалось снять незамысловатую комедию-фарс «Ребёнку дают слабительное» и драму «Сука», считающуюся первым значительным фильмом классика французского кино. Однако конфликты во время съёмок с продюсерами и неудачный прокат привели к тому, что за Ренуаром утвердилась репутация неуживчивого режиссёра, склонного к перерасходу средств. В 1931 году он решил экранизировать роман Сименона «Ночь на перекрёстке». С писателем режиссёр поддерживал дружеские отношения ещё с начала 1920-х годов, что помогло им прийти к соглашению об адаптации. На этот раз источником финансирования стали частные лица, не связанные с кинематографом. В конце лета 1931 года писатель передал права на экранизацию непосредственно Ренуару, а не одной из продюсерских компаний.

Сценарий и сам фильм создавались при непосредственном участии Сименона. Натурные съёмки прошли с января по март 1932 года в городе Буффемон в Иль-де-Франс, где поселилась съёмочная группа, причём многие её члены были близкими друзьями и родственниками режиссёра. Павильонные съёмки велись на студии в Бийанкуре недалеко от Парижа. Роль Мегрэ сыграл актёр Пьер Ренуар, брат постановщика. Его кандидатуру одобрил лично Сименон, что было предусмотрено контрактом. На съёмочной площадке и вне её царила дружественная обстановка, режиссёр старался предоставить творческую свободу актёрам и членам съёмочной группы. Как и в предыдущих фильмах, режиссёр много экспериментировал со звуковым сопровождением, стремясь к максимальной естественности, передаче настоящих шумов.