Ночь (Микеланджело)


«Ночь» (итал. La Notte) — мраморная скульптура, представляющая обнажённую женскую фигуру как аллегорию Ночи, созданная выдающимся художником Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти в 1526—1531 годах. Статуя входит в композицию надгробия Джулиано Медичи, герцога Немурского, в Капелле Медичи во Флоренции. Парная мужская фигура надгробия называется «День» (итал. Giorno). Размеры скульптуры: 155 x 150 см, максимальная наклонная длина 194 см.

Аллегория «Ночи» в истории искусства чаще всего представляла собой «олицетворение тёмных, скрытых сил, сна разума, темноты, скрывающей тайну жизни и смерти»[1].

«Ночь» была одной из первых полностью завершённых скульптур Капеллы Медичи. Детали фигуры тщательно проработаны, а мрамор отполирован. Аллегорические скульптуры надгробий в Капелле Медичи — олицетворения времени и быстротечности жизни — располагаются на пологих крышках саркофагов (cassoni), они буквально скользят в неудобных позах, как бы символизируя неустойчивость и иллюзорность бытия.

Среди многих предлагаемых интерпретаций фигуру «Ночи» Микеланджело рассматривали в качестве эмблемы Воздуха или Воды, меланхолического темперамента, плодородия ночи. Наиболее убедительна интерпретация фигуры как изображения Леды, дочери этолийского царя из древнегреческой мифологии. В античности Леду считали олицетворением ночи, матери светил, и воплощением любви. «Любовь совершается ночью, под покровом темноты», поэтому имя «Леда» также считали синонимом «Богини ночи»[2]. Такую интерпретацию подтверждают атрибуты скульптуры Микеланджело. У ног фигуры скульптор изобразил сову, которая хорошо видит ночью. Рядом — букет цветов, который, возможно, представляет маки (символ плодородия и сонливости как опиум), маска, которая может означать сон или смерть. Длинные волосы «Ночи» собраны в косы, а на голове она носит тиару с полумесяцем и звездой[3]. Ночь в качестве «матери звёздных богов» упоминается в поэзии самого Микеланджело; а также мак и маска — «символы рождаемых ею близнецов — Сна и Смерти». «Ночь» — «часть Времени и оплакивает в Капелле Медичи его быстротечность»[4].

Мощная пластика, необычная для женской фигуры, эротичная и, одновременно, мужественная, отражает не только эстетические пристрастия скульптора (Микеланджело не любил женское тело); она прекрасно выражает тяжкое пробуждение из небытия. По некоторым трактовкам аллегорические фигуры «Ночи» и «Дня» надгробия Джулиано Медичи изображают медленное течение времени, независимое от воли человека. Причём образы аллегорических фигур даны Микеланджело в инверсии: «Ночь» пробуждается из забытья, «День» в него погружается. Тщательно продуманный диссонанс создаёт ощущения тревоги, неясности и напряжения[5].

Микеланджело, возможно, использовал античные изображения Леды или спящей Ариадны. Положение тела с согнутой левой ногой и откинутой головой напоминает Леду и лебедя из утраченного рисунка Микеланджело около 1530 года.