Нью-Йоркский филармонический оркестр


Нью-Йоркский филармонический оркестр (англ. New York Philharmonic) — один из старейших и крупнейших симфонических оркестров США. Образован в 1842 году в Нью-Йорке, США.

Оркестр был создан под названием Филармоническое общество независимости и свободы (англ. Philharmonic Society of Independance and Freedom). Его первым президентом стал Юрели Корелли Хилл, он же открыл как дирижёр исполнением Пятой симфонии Бетховена первый концерт оркестра 7 декабря 1842 года; в ходе трёхчасовой программы другими номерами дирижировали Генри Тимм и Дени Этьенн. На протяжении первых лет существования оркестра им постоянно дирижировали семь разных дирижёров, а сам коллектив был организован как своеобразный кооператив: основные вопросы, включая выбор репертуара и дирижёра на данный концерт, решались голосованием, а доходы делились между оркестрантами в конце сезона. Среди наиболее значительных событий этого периода в истории оркестра — американская премьера Девятой симфонии Бетховена в 1846 году; это произведение прочно вошло в репертуар Нью-Йоркского филармонического оркестра — любопытно, что в 1865 году Девятая симфония была исполнена в концерте памяти недавно убитого Авраама Линкольна без последней части, поскольку финальная «Ода к радости» была сочтена неуместной в обстоятельствах траура.

Заслуга вывода оркестра на более основательный профессиональный уровень принадлежит возглавлявшим его в конце XIX века немецким дирижёрам Теодору Томасу и Антону Зайдлю. К этому времени относится, в частности, первая крупная мировая премьера в исполнении оркестра — Симфония Антонина Дворжака «Из Нового света» (16 декабря 1893, Карнеги-Холл, дирижировал Зайдль).

Следующей крупной вехой в истории оркестра можно считать 1909 год, когда он обрёл основательную финансовую базу: созданный нью-йоркскими меценатами гарантийный комитет позволил увеличить количество концертов в сезоне с 18 до 54 и пригласить для руководства оркестром мировую знаменитость первой величины — композитора и дирижёра Густава Малера (сменившего русского дирижёра Василия Сафонова).

В 1917 году оркестр осуществил свою первую аудиозапись. Последующее десятилетие прошло под знаком борьбы за популяризацию оркестра и академической музыки вообще: был открыт особый цикл концертов с недорогими билетами, в 1924 г. началась специальная программа молодёжных концертов, с 1920 года дирижёр и композитор Генри Хэдли был приглашён для обогащения репертуара произведениями американских композиторов.