Н2П


Н2П (Н2П-32) — тяжёлый понтонный парк (ТПП), стоявший на вооружении инженерных войск (ИВ) Красной Армии, до, во время и после Великой Отечественной войны.

Тяжёлый понтонный парк Н2П предназначался для наведения переправ: мостов на плавучих опорах грузоподъёмностью от 16 до 60 (75) тонн или организации паромных переправ грузоподъёмностью от 16 до 60 тонн. Кроме того, понтонный парк Н2П позволял возводить мосты на жёстких опорах длиной 45 метров под нагрузку 16 тонн или длиной 26 метров под нагрузку 24 тонны.

Тяжёлый понтонный парк Н2П был разработан в Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева совместно с 15 ЦНИИИ (Военно-инженерный полигон) группой военных инженеров под руководством профессора И. Г. Попова. Кроме И. Г. Попова в группу входили С. В. Завацкий, Б. Н. Корчемкин, Н. А. Тренке, А. И. Угличиничев. В 1932 году парк принят на вооружение ИВ Красной Армии, заменив существовавший ещё в старой Русской армии понтонный парк Томиловского. К началу Второй мировой войны парк Н2П являлся единственным из понтонно-мостовых парков всех воевавших вооружённых сил пригодным для наведения мостов грузоподъёмностью 60 тонн.

Инженерные войска ВС Союза ССР, на 1 января 1941 года, имели на вооружении до 265 переправочных парков всех типов (Н2П, НЛП, МДПА-3), в том числе 45 тяжёлых парков типа Н2П. В конце 1941 года конструкция отдельных элементов парка была усовершенствована и модернизированный парк получил наименование Н2П-41.

Парк выпускался на Мордовщиковском судомостовом заводе (ныне Навашинский судостроительный завод). C начала 1941 года до середины 1945 года советской промышленностью было произведено и поставлено в войска 97 комплектов парка Н2П[1]. На базе понтонного парка Н2П, в процессе его модернизации, были созданы улучшенные понтонные парки Н2П-41 и Н2П-45. В 1950 году, для замены всех ранее применявшихся конструкций этого типа, в том числе и Н2П, Н2П-41, Н2П-45, как основной понтонный парк для вооружённых сил был принят на вооружение ИВ ВС Союза ССР Тяжёлый понтонный парк (ТПП), на автомобильной базе ЗиС-151.

Парк включал 33 носовых и 15 средних полупонтонов, 12 кран-балок, большое количество различного вспомогательного имущества, а также два буксирно-моторных катера, 27 навесных моторов (в другом источнике указано что в комплект парка входило 16 носовых полупонтонов, 32 средних полупонтона, комплект пролётного строения, 16 въездных аппарелей, козловые опоры, 16 забортных агрегатов СЗ-20 (или 10 буксирно-моторных катеров БМК-70, или 16 мотор-вёсел МВ-72), а также вспомогательное имущество). Всё имущество парка делилось на шесть групп: