Н8О


Н8О (Новочеркасский 8-осный Однофазный, с 1963 года — ВЛ80В — ВЛ80 с высоковольтным регулированием) — опытная серия из трёх восьмиосных электровозов переменного тока, выпущенных Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ) в 1961 году. В истории электровозов переменного тока советского производства Н8О были первыми восьмиосными, а также первыми, на которых применялось регулирование по стороне высокого напряжения. Послужили прототипом для крупносерийных электровозов ВЛ80 и часто объединяются с ними в одну серию, однако кроме элементов механической части больше не имеют с ними ничего общего.

В середине 1950-х годов, когда на Новочеркасском заводе только началось проектирование нового шестиосного электровоза переменного тока Н6О, конструкторы уже понимали, что достаточно скоро железнодорожному транспорту потребуются более сильные восьмиосные электровозы. Для лучшего вписывания в кривые, новый электровоз, как и Н8, было решено сделать двухсекционным, а в середине 1958 года конструкторское бюро разработало эскизный проект электровоза с силой тяги в часовом режиме 40 000 кгс. Локомотив состоял из двух одинаковых секций, каждая из которых опиралась на две несочленённые двухосные тележки, а сцепные приборы размещались на рамах кузовов секций. Тележки должны были быть с роликовыми поводковыми буксами бесчелюстного типа, аналогично Н6О. Двигатели имели опорно-осевое подвешивание, а вращающий момент от них передавался через двустороннюю жёсткую косозубую передачу; нажатие тормозных колодок — двустороннее. Также на стадии эскизного проектирования конструкторы проработали пять вариантов экипажной части, сделав предпочтение в пользу упругого шкворня.

В отличие от Н6О, чьи двигатели НБ-410 и НБ-412 были выполнены на номинальное напряжение 1500 В, у нового электровоза двигатели должны были быть выполнены на меньшее напряжение — 750, либо 950 В. В первом случае снижалась толщина изоляции, благодаря чему проводники в обмотках двигателя более полно заполняли пазы, однако во втором случае для передачи той же мощности требовался ток меньшей величины, благодаря чему уменьшалось сечение проводов, а значит и уменьшался вес аппаратуры в целом, поэтому конструкторы выбрали этот вариант. Относительно системы регулирования, завод высказывался за регулирование по низковольтной стороне трансформатора, аналогично НО и Н6О, так как у системы регулирования по высоковольтной стороне снижались энергетические показатели электровоза в целом.