Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина


Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина — опытно-конструкторское бюро, одно из ведущих предприятий России по разработке самолётов гражданского и военного назначения. Находится в Москве (бывший завод № 240).

Оператором предприятия является публичное акционерное общество «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» (ПАО «Ил»), являющееся головным предприятием дивизиона транспортной авиации ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация».

Основано 13 января 1933 года приказом заместителя Народного комиссара тяжёлой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности Баранова П. И. об образовании на заводе № 39 имени В. Р. Менжинского Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) для организации замкнутого цикла проектирования и производства лёгких самолётов. Начальником ЦКБ и заместителем директора завода был назначен С. В. Ильюшин[1].

Одновременно Ильюшин руководил специально созданной конструкторской группой в составе бригады № 3. Первоначально в группу вошли 7 человек: С. М. Егер, В. В. Никитин, В. В. Калинин, С. Н. Черников, З. Н. Жевагина, А. Я. Левин, А. А. Сеньков. После перевода бригады № 3 на завод № 35 в ЦКБ была организована новая бригада № 3 уже под руководством Ильюшина. В бригаду пришли: М. Р. Бездетко, А. А. Белов, В. Н. Бугайский, А. И. Жуковский, В. П. Иванов, Я. А. Кутепов, Г. М. Литвинович, Б. Ф. Ляпин, Н. И. Максимов, Я. И. Мальцев, А. П. Наумов, В. Н. Семенов. Бригада занималась разработкой самолёта ЦКБ-26. 17.08.1936 бригада № 3 и опытный цех № 81 завода № 39 были преобразованы в самостоятельное ОКБ-39 под руководством главного конструктора С. В. Ильюшина. До начала войны ОКБ проектировало самолёты ДБ-3, ДБ-4, «БШ», ЦКБ-55 (прототип Ил-2), ЦКБ-30 (ДБ-3, первый серийный самолёт Ильюшина), ДБ-3Ф, ДБ-4 (ЦКБ-56). ОКБ неоднократно преобразовывали, но к апрелю 1942 года оно вернулось в Москву на новую производственную базу — завод № 240 Гражданского воздушного флота[2] и получило название ОКБ-240. Заместителями Ильюшина в тот период были В. Н. Бугайский и Я. И. Мальцев[3].

В 1940-х годах началось производство первых отечественных пассажирских массовых самолетов, которые положили начало созданию воздушной транспортной авиации в СССР[4].

24 декабря 1993 года Московский машиностроительный завод имени С. В. Ильюшина согласно приказу № 4 Департамента авиационной промышленности переименован в Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина.