Егер, Сергей Михайлович


Серге́й Миха́йлович Е́гер (18 [31] июля 1914, Романовка, Саратовская губерния[1] — 30 июля 1987, Москва) — советский учёный и авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда[2][3][4].

С 1922 г. по 1932 г. жил и учился в Тамбове, где окончил железнодорожную школу-семилетку, школу ФЗУ, затем начал трудовую деятельность на Тамбовском вагоноремонтном заводе (вначале слесарем — занимался ремонтом станков; затем мастером и техником Бюро реконструкции, где выполнил свои первые проектно-конструкторские работы). Во время приезда в Тамбов в 1973 г. на встрече с коллективом газеты «Тамбовская правда» С. М. Егер сказал: «Мои детство и юность прошли в Тамбове. Эти годы и определили мой дальнейший путь — путь инженера самолётостроения»[5][6][7].

В 1936 году окончил МАИ имени С. Орджоникидзе. До ареста в марте 1938 года работал начальником конструкторской бригады на авиазаводе № 240.

После ареста направлен в один из особых НИИ при НКВД. Вместе с А. Н. Туполевым, С. П. Королёвым и многими другими видными учёными того времени был в заключении в спецтюрьме при ЦКБ-291940 году осуждён ВК ВС СССР на 10 лет). Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР по ходатайству НКВД. Реабилитирован в 1955.

В военный и послевоенный период решал вопросы военного применения разрабатываемых в КБ самолётов. В частности, 15 июля 1951 года под его руководством в ОКБ Туполева начали разработку нового стратегического бомбардировщика Ту-95. Внёс существенный вклад в разработку самолётов Ту-22 и Ту-22М[8].

За годы работы участвовал в создании почти всех самолётов марки «Ту». Он работал над проектами среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154 и сверхзвукового Ту-144.