Обиход


Обиход — певческая книга русской православной церкви. Основу Обихода составляют песнопения суточного круга — всенощной и литургии[1].

Обиход сформировался в начале XVI в. из отдельных песнопений, входивших в состав Кондакаря и Октоиха.

В певческом обиходе русских монастырей отражались главные тенденции в развитии русской культуры, находя своеобразное преломление. Наряду со знаменным распевом (старшей и младшей редакции) в монастырскую певческую практику не позднее конца XV в. входит путевой распев, а во второй половине XVI в. складывается его монастырская традиция путь троицкий, ставший заметным явлением русской культуры того периода и включивший в свой круг важнейшие песнопения богослужения[2].

Обиходы, созданные в монастырях, свидетельствуют о том, что на певческой традиции монастырей отразились многие события, происходившие в русском церковном пении в XVII веке: смена редакций текстов и напевов, форм нотации, создание новых песнопений и выход из практики других[3].

В разных монастырях складывается различная певческая практика. В Троицкой обители, например, получило распространение строчное пение и его нотацию — путевую и казанскую, — но в монастырском обиходе преобладало одноголосие, и монастырь вошёл в историю русской музыки как хранитель традиционных форм монодии[2].

В Обиход входят песнопения знаменного распева, авторские и местные распевы 16-17 вв., песнопения путевого распева, демественного распева, киевского распева, греческого распева, болгарского распева.