Облаты


Облаты — в христианском монашестве (особенно в католичестве, православии и англиканстве) это частные лица или сообщества людей, которые посвящают свою жизнь служению Богу, следуя определенной монашеской традиции, но не становясь при этом монахами. На данный момент термин облаты имеет два общепринятых значения:

Среди наиболее известных облатов были 12-й король Германии Генрих II Святой, святая Франциска Римская, поэтесса Кэтлин Норрис и американская анархистка Дороти Дей.

Термин облаты имел разные значения в различные периоды истории Церкви. В ранний период так называли детей, которые по обету их родителей посвящались для служения Богу и жили при бенедиктинских монастырях с самого раннего возраста, причём Церковь относилась к ним как к монахам. Десятый Толедский собор в 656 году запретил принимать в монастыри детей младше 10 лет и разрешил им покинуть монастырь после достижения ими половой зрелости, если на то будет их желание. После Десятого Толедского собора вошёл в обиход термин puer oblatus, которым обозначали облатов, не достигших половой зрелости и имеющих возможность в будущем покинуть монастырь[1]. Позднее термин Облаты стал обозначать людей пожилого возраста, которые ушли на пенсию с королевской службы и жили при монастырях или бенефициях в богадельнях[2].

В XI веке аббат Вильям из Хиршау ввел в монастыре конверзов, которые делились на две категории: fratres barbati, принимающих на себя монашеские обеты, но не монашеский постриг, и oblati, которые были рабочими и слугами в монастыре, добровольно исполняли монастырские правила, но не принимали монашеских обетов.

В дальнейшем, вследствие многочисленных реформ церковного и монастырского устройства, разница между fratres barbati и oblati исчезла, и они стали называться просто конверзами. Кассинские бенедиктинцы, например, проводили принципиальное различие между conversi, commissi и oblati. Conversi, конверзы в собственном смысле, приносили торжественные обеты и носили скапулярий, commissus приносили простые обеты, одевались как монахи, но не носили скапулярий, oblati давали обет послушания аббату, посвящали свою жизнь монастырю, но носили светское платье.

К середине XVII века статусы conversus и commissus нивелируются, поскольку таковые приносили свои обеты лишь на год (с возможностью продления) и были на самом деле неотличимы, за исключением одежд, от oblatus прошлых веков. Таким образом, в позднее средневековье статусы oblatus, conversus и commissus (а также confrater и donatus) становятся взаимозаменяемыми и обозначают любого, кто, за его щедрость или труды в монастыре, получил привилегию членства в братии, оставаясь мирянином, с долей в молитвах и трудах монашеского братства.